Шалапугина Елена
Суббота, 20.04.2024, 12:38
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уроки_статьи » Искусство разных стран » Искусство Флоренции последней трети 15 века
Искусство Флоренции последней трети 15 века
valj24-04Дата: Пятница, 17.04.2009, 00:38 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 г, Константинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом и Востоком. Приближающийся кризис накладывает свой отпечаток на все области общественной и экономической жизни. В то же время, особенно с конца 15 в., поднимается мощная волна сопротивления феодальной реакции, нарастает демократическое движение ремесленных слоев города. Оно создает почву для Дальнейшего прогресса искусства.

Предпосылки для следующего этапа развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции, где в последней трети 15 в. завершается этап раннего Возрождения. Здесь в период правления Лоренцо Медичи, прозванного «Великолепным», созревает своеобразная по утонченности культура. С холодной жестокостью подавляя заговоры и мятежи, Лоренцо Великолепный удерживал власть. Блеском двора, приглашением известных художников и поэтов он стремился создать видимость благополучия в государстве. Однако за внешним расцветом Флоренции ощутима неуверенность в завтрашнем дне. Ее выражает хрупкая изысканность придворной культуры. Она звучит в беззаботной песенке, сочиненной самим Лоренцо: «Если хочешь — счастлив будь, а на завтра не надейся».

Живопись
Более сложным и противоречивым становится реалистическое направление в искусстве. Оно утрачивает монументальность и цельность в выражении больших общественных идей, широту обобщающего стиля. Возрастающий интерес к деталям обстановки придает живописным композициям черты жанровости. Суровая героика сменяется интимным повествованием. Фигуры людей приобретают большую стройность пропорций, становятся хрупкими и гибкими.
Гирландайо. В живописи этого времени в творчестве Доменико Гирландайо (1449—1494) и прежде всего в его фресках обобщены искания художников раннего Возрождения; в них он выступает как наблюдательный бытописатель флорентийского патрициата. Написанные по заказам семейства Медичи и близких им лиц, фрески носят повествовательный характер, который сочетается с торжественностью и декоративностью, интересом к бытовым деталям, передаче освещения и пространства. В них часто включаются портреты заказчиков.

Традиционность искусства Гирландайо выявляется в росписи церкви Оньиссанти «Тайная вечеря» (1480). Повторяя композицию, найденную предшественниками, он объединяет фигуры апостолов в группы, сильнее раскрывает конфликтный характер темы, уделяет внимание характеристике места действия. Главное произведение Гирландайо — фрески церкви Санта Мария Новелла (1485—1490) на сюжеты из жизни Марии и Иоанна Крестителя. Расположенные друг над другом в несколько ярусов, они превращаются в его трактовке, по существу, в торжественные церемониальные бытовые сцены современной жизни горожан. Действие происходит то на улице, то в интерьере богатого городского дома. В фреске «Рождество Марии» среди пришедших навестить роженицу изображены одетые по моде того времени флорентийские дамы во главе с дочерью патриция Торнабуони.
Среди других работ Гирландайо выделяется мягкой человечностью и теплотой «Портрет старика с внуком» (Париж, Лувр), где детской наивности и очарованию противостоит угасающая старость, преображенная глубокой нежностью и заботой о ребенке.

Боттичелли. Если искусство Гирландайо обнаруживает связь с традицией цельной по мировосприятию живописи начала 15 в., то черты утонченности и аристократической изысканности находят наиболее яркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445—1510), одного из самых эмоциональных мастеров Возрождения. Искусство Боттичелли, пронизанное волнующим трепетом личного переживания, значительно перерастает рамки придворной культуры двора Медичи и отражает острые противоречия того времени. Поэтическое очарование его образов, их глубокая одухотворенность сочетаются в поздних работах с трагическим мироощущением и болезненной надломленностью.

Ранние произведения Боттичелли отличаются мягким лиризмом и безмятежностью. Наряду с религиозными сценами он пишет портреты.
Его наиболее прославленные зрелые картины — «Весна» (ок. 1478 г.) и «Рождение Венеры» (ок. 1484, обе — во Флоренции, в Уффици) (илл. 127) — навеяны поэзией придворного поэта Медичи А. Полициано и поражают оригинальностью истолкования сюжетов и образов античных мифов, претворенных через глубоко личное поэтическое мироощущение.
Весну олицетворяет молодая женщина, хрупкая, стройная, в затканном цветами платье, увенчанная венком. Ее лицо с тонкими чертами одухотворено глубокой мыслью; она идет легко и стремительно, рассыпая цветы. В центре композиции мечтательно-грустная Венера, справа от нее ведут хоровод три грации, стоит Меркурий, слева — нимфа, спасающаяся от фавна. Все фигуры выделяются светлыми изящными силуэтами на фоне темной зелени рощи. Причудливый ритм словно струящихся линий пронизывает композицию, объединяет все в декоративное целое, утонченную гармонию — воплощение мечты поэта. Но изображенный им праздник весны и любви овеян грустью и беспокойством.

В «Рождении Венеры» Боттичелли достигает органичного сочетания чувственной красоты и возвышенной одухотворенности. Усиливая черты декоративности, он вводит условный прием золочения волос богини, переплетающихся в сложный линейный узор. Сверкающее золото обогащает изысканную красочность картины, соединяется с зеленоватыми прозрачными тонами моря, темными насыщенными — растений и голубыми — неба. Стремительность линейного ритма, чистота и нежность холодных тонов порождают ощущение непрочности, зыбкости прекрасного идеала. И летящие зефиры, и нимфа, развертывающая перед Венерой плащ, и сама богиня с ее овеянным задумчивой грустью лицом воспринимаются как образы, одухотворяющие природу.
Тонкие изящные черты хрупкого женского типа, найденного Боттичелли в Венере и Весне, можно узнать и в образах мадонн, созданных художником. Наиболее прославленная из них — «Магнификат» («Мадонна во славе», 1481, Флоренция, Уффици), представленная в окружении венчающих ее ангелов. Вписанная в круг композиция своими линиями вторит обрамлению.
Боттичелли находит сложнейшие музыкальные линейные ритмы построений композиций; линия для него — главное средство эмоциональной выразительности. Вместе с тем, в отличие от большинства флорентийских живописцев, Боттичелли, прекрасно чувствует и передает красоту изысканных цветовых гармоний.

С 1490-х гг. углубляются пессимистические настроения художника, обостряется графическая выразительность и экзальтированность образов. Смерть Лоренцо Медичи Великолепного, захват Флоренции французскими войсками, кратковременное правление доминиканского монаха Савонароллы и его фанатические проповеди против папства и флорентийского патрициата, против светской культуры произвели переворот в сознании Боттичелли. Увлеченный идеями христианской религии, он пишет ряд композиций, полных настроения тоски и безнадежности. Безысходностью. и отчаянием проникнута картина «Покинутая» (ок. 1495, Рим, собрание Паллавичини) — изображение одинокой молодой женщины, плачущей перед наглухо закрытыми воротами.
Превосходный рисовальщик, Боттичелли был первым иллюстратором «Божественной комедии» Данте. Его рисунки, насыщенные драматизмом и эмоциональностью, исполнены в тонкой линейной манере.

Скульптура
Новые тенденции, проявившиеся в живописи последней трети 15 в., ясно обозначились и в скульптуре, развивающей тенденции реалистической пластики первой половины 15 в. Верроккьо. Наряду с Боттичелли одним из характерных выразителей флорентийской культуры последней трети 15 в. был скульптор и живописец Андреа Верроккьо (1435/36—1488), также работавший в основном по заказам Медичи. Начав свою деятельность ювелирным мастером, он перенес точность и законченность отделки деталей в станковую и монументальную пластику. Его бронзовая статуя «Давид» (1475, Флоренция, Национальный музей) по трактовке решительно отличается от «Давида» Донателло. С торжествующим видом победителя, в вызывающе горделивой позе стоит герой около головы поверженного великана. Демократизму и скромности «Давида» Донателло Верроккьо противопоставил аристократическое изящество и утонченную грацию хрупкого юноши, облаченного в нарядные воинские доспехи.

Еще более наглядно выступает разница между искусством Верроккьо и его замечательного предшественника при сравнении наиболее значительных их произведений — статуи кондотьера Коллеони (1479—1488, установлена на площади Сан Джованни э Паоло в Венеции после смерти ее автора) (илл. 125) со статуей спокойно уверенного Гаттамелаты. Образ Коллеони полон внутреннего напряжения, неукротимой воли к победе, неистовой жестокости, воинственности. Его резкий разворот в пространстве способствует выявлению четкого характерного силуэта. Мощная лепка форм всадника и коня, блестящая обработка деталей позволяют рассматривать этот монумент как с дальней, так и с близкой точек зрения. Вместе с «Гаттамелатой» Донателло «Коллеони» Верроккьо стал классическим образцом конной статуи, созданной в эпоху Возрождения.

Источник: www.vernisag.com.ua

 
Форум » Уроки_статьи » Искусство разных стран » Искусство Флоренции последней трети 15 века
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024