Шалапугина Елена
Четверг, 25.04.2024, 15:50
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уроки_статьи » Искусство разных стран » Искусство средневековой Индии
Искусство средневековой Индии
valj24-04Дата: Пятница, 17.04.2009, 00:43 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
Утверждение феодального строя в Индии повлекло за собой дальнейшее развитие тех особенностей в культурной жизни и идеологии страны, которые наметились еще в период Гупта. Брахманизм окончательно вытеснил буддизм, возродившись в виде нового религиозного течения под именем индуизма с его культом богов Вишну и Шивы. Им посвящалось большинство храмов, строительство которых развивалось особенно интенсивно.

Если в храмах Аджанты основным содержанием искусства был рассказ о возвышенно-прекрасных людях и их жизни среди природы, то в храмах средневековья образы богов постепенно приобретают все более гиперболизированный, чрезмерно активный облик. Грандиозные сцены битв дышат пафосом и драматизмом. Эпос «Махабхараты» и «Рамаяны» как бы служит поводом для создания колоссальных композиций, полных безудержной динамики, образов титанической мощи. Архитектура средневековой Индии все теснее и неразрывнее сплетается со скульптурой, сплошь заполняющей стены сооружений.
Длительный этап индийского средневековья распадается на период раннего феодализма (7—12 вв.) и период, знаменующий собой наступление развитого феодализма и его завершение (13—18 вв.).

7 – 12 вв.
В 6 в. государство Гуптов пало под ударами кочевников, Индия вступила в период феодальных отношений. Юг и север страны были разобщены и раздроблены на ряд мелких государств.

Архитектура и скульптура
В 7—8 вв. в Индии продолжают возводиться грандиозные пещерные
храмы, крупнейшими из которых были поздние пещеры Аджанты (7 в.), храм Шивы на острове Элефанта (7 в.) и храм Кайласанатха в Элуре (8 в.). Эти огромные комплексы, связанные с новыми веяниями средневековья, уже не соответствовали своим буддийским прообразам, в основе которых лежала идея отшельничества и уединенной жизни Будды. Мощь и размах брахманских повествовательных сцен требовали больших просторов, чем могли позволить пространства древних пещер. Поэтому планы чайтий и вихар расширяются, а скульптура приобретает ведущее начало.
Эти изменения особенно заметны в храме Кайласанатха в Элуре (храм владыки горы Кайласа), высеченном из целого монолита и символизирующем вершину священной горы, на которой, по преданию, жил Шива. Архитекторы и ваятели, работавшие в неразрывном единстве, осуществили невероятный по фантастичности замысел, вырубив в скалах огромный храм (60 м в длину на 30 ж в высоту), который, по существу, перестал быть пещерой. Отделившись от монолита скалы, он словно вышел из-под земли. Его сооружение началось с вершины. Постепенно очищаясь от камня, здание рождалось из скалы, подобно скульптуре под резцом мастера. Оно разделяется на три большие части и дополнительные помещения, возведенные на едином массивном девятиметровом цоколе. Фигуры богов и священных животных опоясывают его ряд за рядом, не оставляя пустых пространств. Фигуры показаны в таких смелых ракурсах и в таком высоком рельефе, что стена подчас перестает существовать, воспринимаясь как живая, дышащая масса тел. Внутри храма располагаются такие же грандиозные скульптуры, в отличие от прошлого показанные не только во взаимодействии, но и в драматическом столкновении между собой. Одна из сцен, выполненная в очень высоком рельефе, изображает Шиву и его супругу Парвати, возлежащих на вершине горы Кайласы, которую пытается сокрушить многорукий и страшный демон Равана — живое воплощение сверхчеловеческой мощи.

Столь же гигантским и сверхчеловеческим выглядит и мощный бюст Шивы Махешвара из пещерного храма на острове Элефанта. У него три лика (которые выражают дремлющие в нем космические силы разрушения, созидания и покоя), тяжелые и мрачные, с чувственными губами и сдвинутыми бровями. Огромные размеры и выражение внутренней титанической силы отличают его от полных гуманизма образов древних богов, соразмерных людям своими масштабами.
Ранние надземные каменные храмы еще близки пещерам, и некоторые из них похожи на Кайласанатху. Таковы семь храмов, выстроенных на юге Индии, в Маммаллапураме (близ Мадраса), в 7 в., посвященные героям «Махабхараты». Те из них, которые представляют собой ступенчатые пирамиды, увенчанные по углам небольшими шлемовидными шатрами, имитируют колесницу — ратха; другие воспроизводят форму хижины с двускатной крышей.
Весь ансамбль интересен тем, что объединен повторением в одном ритме единых форм в разных масштабах. Грандиозный рельеф, стоящий под открытым небом, повествует о нисхождении благостных для народа вод реки Ганга на землю, подчеркивая пластическую красоту ансамбля. Люди и звери пришли к потоку, чтобы встретить реку. Естественная трещина в скале изображает поток, и в этой трещине изображены богини-змеи, извивающиеся хвосты которых усиливают ощущение стремительности падающей воды. Такого объединения фигур в безудержном движении, такого собрания легенд на поверхности одного массива не знала предшествующая история индийского искусства.

В 8 в. окончательно завершился переходный этап от образов и форм древнего искусства к средневековью. В это же время в архитектуре Индии складываются два основных типа храмов — северный, с высокими, мягко изогнутыми башнями, и южный, продолжающий в башнях развивать тип ступенчатой пирамиды. Наиболее значительны храмы северного типа, и среди них — выстроенные в начале 11 в. на территории Ориссы храм Лингараджа в Бхубанесваре (илл. 103) и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо (950—1050). В мягкой криволинейности башни храма Бхубанесвары, доминирующей над всем ансамблем, ощущается большая связь архитектуры с природой, с ее растительными формами. Сама башня, покрытая скульптурой и разделенная вертикальными членениями, напоминает грандиозное растение, плод лотоса. Ей сообщена особая пластическая упругость. Остальные части ансамбля повторяют ее форму в миниатюре, словно подготавливая ее плавное движение кверху. Конструкция зданий не получила сложного развития, внутри пространство также разработано слабо. Нарастающий ритм составляет основную динамику храма, вызывает в сознании образы самой природы, ее спелых плодов.
Храм Кандарья Махадева, все части которого объединены цоколем, также построен на волнообразном ритме восходящих кверху объемов. Это ощущение восхождения связано и с обилием скульптуры, воспринимающейся этап за этапом, фриз за фризом, поскольку взгляд не может охватить ее сразу. Храм представляется зрителю живой и дышащей массой, из которой рождаются бесчисленные детали, образы и формы. Отдельные скульптуры поражают своей пластической красотой и совершенством форм, однако они почти неразделимы, сливаясь в общий клубок тел.

Искусство 13 – 18 веков
В 13 в. в политической и культурной жизни Индии произошли значительные перемены. Страна вступила в новый этап развития феодальных отношений. После завоевания Индии мусульманами наступил период сложения крупных централизованных государств, которые достигли своего наивысшего расцвета в 16—17 вв. — в период правление Великих Моголов.
Иноземные правители способствовали проникновению в Индию новой религии — ислама, ставшей вскоре государственной и оказавшей значительное воздействие на все области культуры. Вместе с тем продолжали существовать и развиваться местные культы, особенно на юге страны, не подвергшемся завоеваниям.

Архитектура
На севере Индии в 13 в. началось широкое строительство новых культовых сооружений, минаретов, мечетей и мавзолеев, образы и строительные приемы которых были привнесены из стран Среднего Востока. Вместо прежней сухой кладки «напуском» постепенно вводится кладка на растворе, позволившая возводить широкие арки и купола, прежде никогда не применявшиеся в Индии. Религия ислама с его запретом изображать людей в культовых зданиях внесла существенные перемены и в прежнюю систему взаимодействия архитектуры и скульптуры. Четкий геометрический орнамент заменил собой сочную пластичность храмовых скульптур, а гладкие плоскости стен — криволинейные усложненные объемы индуистских культовых зданий.
В индийской архитектуре севера этого времени почти полностью был устранен тот пластический синтез, который составил основу миропонимания индийских зодчих прежних эпох. Вместе с тем на индийской почве новые архитектурные образы вскоре приобрели и свои местные особенности. Индийские мастера широко вводили сочетание разных сортов камня, подчеркивая тем самым богатство фактуры материалов. Здания возводились на платформе по старым традициям и украшались по углам шлемовидными куполами, характерными для средневековых каменных храмов.
Выстроенный в 13 в. в Дели, новой столице Индии, минарет Кутб-Минар ознаменовал начало объединения двух архитектурных принципов. Стройный ствол минарета достигает в высоту 73 м. Его массивные грани, сочетание золотистого и красного песчаника, узорные балконы, приостанавливающие его неудержимый рост кверху, придают ему характер материальности, монументальности и пластичности. Красота камня подчеркивается простыми, строгими и вместе с тем разнообразно чередующимися в ярусах гранями, то острыми, то округлыми, придающими ему пучкообразную форму.

Архитектура 16—17 вв.— периода правления Великих Моголов — знаменует собой последний этап развития средневекового индийского зодчества. В огромном централизованном государстве возводились новые города (Агра, Фатехпур-Сикри), мощные крепости, окруженные массивными стенами, включающие сады и мечети, дворцы и мавзолеи. В это время складывается новый стиль индийской архитектуры, отличающийся большой монументальностью и грандиозностью. Тяга к роскоши, к изяществу, орнаментальным украшениям в постройках 17 в. знаменует собой постепенные изменения стиля, связанные с медленным разложением мощи государства Великих Моголов. Излюбленным материалом становится белый мрамор, из которого выстроен один из самых значительных памятников Агры этого времени — мавзолей Тадж-Махал (1632—1650), созданный строителями Индии, Турции, Ирана, Средней Азии и Афганистана. Белоснежный мрамор, из которого возведено здание, просторный купол и четыре минарета придают ему особую стройность и невесомость. Примененные здесь многочисленные арки уничтожили стену. Здание словно дышит, пронизанное светом и воздухом. Красота и изящество Тадж-Махала совершенны, но вместе с тем они лишены теплоты, живого, осязаемого трепета форм, столь свойственного древним памятникам.

Живопись
Развитие искусства периода Великих Моголов ознаменовалось расцветом миниатюры, пришедшей в Индию, как и образы мусульманского зодчества, из стран Среднего Востока, откуда были привезены и мастера-миниатюристы. Могольская миниатюра была тесно связана с книгой, ею иллюстрировались главным образом дневники и мемуары правителей. В Фатехпур-Сикри существовали мастерские и школы миниатюристов. Ранняя могольская миниатюра ярка и нарядна. Индийские художники стремились к внедрению в нее чувственного пластического начала. Они вводили светотеневую лепку, размывали краски, как бы создавали в пейзажных фонах иллюзию уходящих далей. В 17 в. индийская миниатюра больше тяготеет к изображению реальной среды и пространства, вместе с тем в ней нарастает интерес к личности человека; появляются, независимо от книги, острохарактерные портреты правителей, то мудрых, то лукавых и хищных, то пресыщенных жизнью. Однако эти поиски новых путей сопровождались утратой звучной прелести и наивной радостности образов ранних миниатюр.

Гораздо интенсивнее с конца 17 в. развивались местные школы, восходящие к древним стенописям и народным лубкам. Они получили название «раджпутской школы» миниатюры, объединившей разные направления. Мифологические герои, изображенные яркими локальными красками, Шива, божественный пастух Кришна со своими стадами, сцены любви и весеннего цветения составляли основную тематику наивной и радостной раджпутской миниатюры. Рассчитанные на более демократические круги, чем могольские, миниатюры местных школ просты и незатейливы по своему художественному строю и тесно связаны с народными ремеслами, узорами тканей, набойкой. Красочная раджпутская миниатюра пережила могольскую, оказавшись ближе к народному искусству.
Колонизация страны, пагубно отразившись на искусстве, положила в 18 в. конец длительному и разнообразному по своей культуре феодальному периоду.

Иллюстрации

Источник: www.vernisag.com.ua

 
Форум » Уроки_статьи » Искусство разных стран » Искусство средневековой Индии
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024