Шалапугина Елена
Пятница, 19.04.2024, 04:50
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уроки_статьи » Статьи » Художественное искусство востока и запада
Художественное искусство востока и запада
valj24-04Дата: Воскресенье, 12.04.2009, 23:36 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
То, что следует разделить художественное искусство востока и запада, думаю, всем понятно. Если проследить художественные школы и направления одного только Китая - полжизни уйдёт! Исторически культура Запада и Востока, постоянно взаимодействуя и пересекаясь, всё-таки не слилась воедино. Слишком различна мировоззренческая парадигма smile И это здорово smile

И вот тут я запуталась. Пытаясь найти информацию по стилям художественного искусства Запада, я натыкалась только на какие-то не выдерживающие никакой критики полупрофессиональные статейки. Классификаций, естественно, никаких стоящих(((

Это не значит, что их нет. Это значит, что я не знаю, где искать. Культорологи, художники, ау-у-у-у, наставьте на путь истинный smile

Привожу наиболее адекватную, на мой взгляд, классификацию живописи:

Живопись новой эпохи в Европе обычно делится на два или три периода:

а) классическая (также историческая, традиционная и т. п.). Она включает в себя период с XI века, начиная с романского искусства, готики, ренессанса, барокко и кончая импрессионизмом как вершиной реализма XIX века, приблизительно во второй половине XIX века.

б) модернистское искусство (модернизм). Период модернизма обозначается по-разному, например, под ним понимается искусство XX века. Однако чаще начало модернизма относят к появлению в 70-ых годах XIX века произведений постимпрессионистов (поимпрессионистов) Сезанна, Ван Гога и Гогена.

Несметное, и до настоящего времени трудно классифицируемое количество направлений и стилей в живописи приблизительно с 1980 года, иногда называется, может быть преждевременно и с небольшим преувеличением для времени, в котором мы живем, постмодернистской живописью - постмодернизмом). Постмодернистские корни исходят из абстрактной живописи, абсолютной автономии картины и отсутствия сюжета. Большое количество красок и форм в картинах больших форматов трудны для восприятия простого зрителя. Композиция, мастерство исполнения и доступность формы не являются главными. Картины слишком экспрессивны, с нескрываемым стремлением заинтересовать зрителя любой ценой. Доминирует витальность, напористость и воображение, с другой стороны, есть произведения, преувеличивающие формальные элементы или технические достижения. Все дозволено, главным является общее впечатление от законченного художественного произведения.

УПРОЩЁННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ЖИВОПИСИ

Романский стиль
XI-XIII века. Плоскостность, упрощенность, выразительные очертания. Видимое византийское влияние. Самым частым мотивом является Христос как самодержец и судья. Строгий, отдаленный природе язык форм. Настенная живопись и лицевая рукопись. Основой художественного творчества является цветной рисунок.

Готический стиль
XII век и середина XVI века. Статические фигуры, картина в целом производит впечатление плоскости, цветовая символика. Картины переполнены системой религиозных символов. Сюжетом служат христианские легенды о Деве Марии и библейские истории. Настенная живопись и книжная миниатюра, иконопись (живопись на деревянных досках), витражи.

Ренессанс
XIV-XVI века. Глубина простора, полные объемы, перспектива. Возврат к природе и человеку, понимание красоты как гармонии. В качестве сюжета служит человек, античные мифы, обнаженная натура, пейзаж. Культ красоты и гармонии. Фрески и картины на стенах.

Барокко и рококо
Конец XVI и середина XVIII веков. Движение, действие, драматизм, насыщенные цвета, свет, но и светотень, монументальность и сложная композиция. В рококо - пастельная колоритность. Сюжетом являются жанровые сцены из Библии и мифологии, а также природа и натюрморт.

Классицизм
Конец XVII и начало XIX веков. Рисунок подавляет цвет, моделировка светом, точная композиция. Холодная и строгая живопись. Сюжет обращается, в первую очередь, к античности и Древнему Риму, неестественные сцены из жизни, портреты. Составной частью стиля являются ампир и бидермейер.

Романтизм
Конец XVIII и середина XIX веков, у нас до конца века. Живой колорит, более свободная композиция, непосредственное изображение действительности. Идеализирование и поэтичность страны, служащие противовесом недостаткам цивилизации. Сюжет изображает страсти, чувства, идеализированное действие. Изображаемое художником наполнено пафосом и возбуждением.

Реализм XIX века
Вторая половина XIX века. Живопись изображает каждодневную реальную действительность.
Простая композиция, землистые цвета. В качестве сюжета служит страна, труд, простая жизнь. Распознаем критический реализм, романтический реализм.

Модерн
Конец XIX и начало XX веков. Характерная стилизация элементов растений, декоративность, мягкие линии, колорит, основанный на гармонии холодных тонов. Сюжеты из культуры и природы со склонностью к таинственному. Более темная и неприятная пестрость.

Импрессионизм
Конец XIX века. Живопись мгновения, впечатление для глаз. Трепещащий от солнца и воздуха цвет. Яркие тона основных красок, устраненный набросок. Сюжетом является страна и картины из жизни человека. Непосредственная работа художника на пленэре, а не в ателье. Использование техники алла прима.
Очевидно сложность общественного развития XX столетия, научно-техническая революция и сопровождающие ее признаки, способствовали тому, что другие большие стили после модерна уже не появились. Постепенно живопись становится самостоятельной, освобождаясь от исторического членения стилей, и развивается в своем собственном направлении. Историческое развитие классической живописи (исторических стилей) импрессионисты закончили своим субъективным пониманием реализма.
В обычном творчестве художников, в отличие от галерей и художественной литературы, мы очень редко можем встретиться с характерными картинами определенного стиля. Речь идет о комбинации, влиянии на художника какого-либо из стилей и т. п. Для картины важно ее качество, а не то, написана ли она художником в определенном изобразительном стиле. Изобразительные стили станут историей, а хорошая картина будет всегда живой.

МОДЕРНИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

С приходом модерна в конце XIX и начале XX веков произошел основной
качественный сдвиг. Живопись, начиная с постимпрессионизма, перестает
описывать в основном виденное, а начинает в картине выражать взгляд
автора, его чувства, его правду, его видение, желая передать в
изображаемом то главное, что невозможно выразить копированием
действительности. Существует стремление изобразить настоящую
действительность, скрытую за внешним видением. В лучших произведениях
модернистского искусства появляются произведения, относительно
самостоятельные, живущие своей собственной жизнью, жизнью искусства и
картины, но одновременно и с более правдивым изображением жизни, чем
это делалось в произведениях классической живописи. Реальность картины
становится в искусстве более существенной, чем реальность жизни. Нет,
это не отказ от эстетических идеалов прошлого, а стремление выразить их
более высокой степенью познания, своим качеством, более близким
человеку XX столетия.

Поиск новых выразительных средств для изображения невероятно быстро
меняющихся отношений в обществе, экономике, науке и технике вызывает
появление трудно распознаваемого множества изобразительных стилей и
направлений, внезапно появляющихся, исчезающих и возобновляющихся в
измененном виде. Казалось бы, что уже не может появиться ничего нового,
но процесс развития современного искусства вовсе не закончился и,
очевидно, никогда не закончится. Еще прошло не так много времени, чтобы
объективно отличить главные художественные тенденции последних
десятилетий развития живописи от поверхностной эксцентричности.
Изобразительные стили начала XX века уже изучены и оценены и пока
являются основой всего развития модернистского искусства. Не все эти
процессы нам понятны, не во всех мы разбираемся, иногда они кажутся нам
бессмысленными. Однако история должна была бы нас научить, что ко всему
новому в искусстве сегодня нужно относиться с толерантностью, чтобы
завтра не выглядеть смешными.

Но все-таки существует граница, отделяющая искусство от остальных творений человечества. Она невидима, с трудом определяема, исторически переменчива. Каждый ее определяет сам, на основе своего эстетического вкуса и жизненного опыта. Мы должны стремиться к тому, чтобы эта граница была великодушной, нам необходимо попытаться быть максимально толерантными. И в то же время мы не должны акцептировать в искусстве экстравагантность, псевдоискусство, если, конечно, мы сумеем его с уверенностью разознать. Время, которое прошло с появления картин основных направлений и стилей модернизма, показало, что большинство лучших произведений этого периода нам понятны и признаваемы нами. Более того, кроме некоторых исключений (абстрактная живопись), при их оценке мы можем пользоваться критериями, используемыми при оценке произведений классической живописи. В связи с этим это основное направление в современной живописи стало обозначаться как классический модерн. История искусства все больше склоняется к мнению, что историческим межевым камнем между классической и современной живописью, было творчество французского художника Поля Сезанна (1839 - 1906 гг.), произведения которого нельзя включить ни в какое направление, однако из него исходили многие его последователи. В его произведениях победил цвет. Краской он заменил свет и тень, цвет у него служит средством моделировки объема и формы. В своих картинах он создает новый, объективный мир, самостоятельный мир картины, создает картину устойчивой структуры и закономерностей. Обычно произведения П. Сезанна упоминаются с творчеством остальных основоположников модерного искусства: В. Ван Гогом и П. Гогеном, но только их мы называем постимпрессионистами.
В последующем обзоре стилей модернистского искусства я не указываю их время, однако они приблизительно следуют во времени один за другим, в зависимости от периода их возникновения. В бурном развитии модернистской живописи большинство этих стилей снова и снова возвращалось, менялось, переплеталось и т. п. При этом творчество некоторых ярких личностей современного искусства из-за их индивидуальности и разнородности трудно отнести к какому-нибудь определенному стилю (Пикассо, Кандинский, Клее и т. п.). Разделяя картины на живописные стили, необходимо осознать, что существует очень мало картин, встречающихся нам, которые бы полностью соответствовали определенному стилю, так как его основу составляет только большинство произведений создателей стиля. Большинство картин представляет собой смешение разных, характерных для данной эпохи, стилей живописи, причем в картине преобладает какой-либо один стиль.

Стилей современной живописи существует несколько сотен.

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
Общее направление, обозначающее художественные течения, появившиеся после импрессионизма. Художники отказывались изображать только зримую действительность, а стремились изображать ее основные, закономерные элементы. Широкий спектр постимпрессионизма содержит зарождение взглядов на объективные закономерности живописи (Сезанн), изображение воображаемых процессов (Редон), сюрреализм (Ван Гог), примитивные источники нашего общества (Гоген) или поэтичность действительности (Руссо). Принципы художественных тенденций и изобразительных элементов постимпрессионизма стали основой направлений в современной живописи.

КУБИЗМ
Перелом в понимании реальности картины, как иллюзии действительности. Картина не отвергает опыт зрительного восприятия, включает в себя рациональное и логическое познание и изображение реальности. Кроме того, может изображать впечатления, воспоминания и ощущения художника. Взгляд на действительность многослоен как своим изображением, так и мышлением. В картине объект разлагается на многие углы зрения в стремлении довести до зрителя самую полную информацию. Он объединяет разные углы зрения, например, прямой с боковым, вид сверху, снизу, и разъясняет очертания, скрытые от зрителя. В основном преобладает многоцветность, отсутствуют свет и атмосфера - аналитический кубизм (Пикассо, Брак).

ОРФИЗМ
Отросток кубизма с характерной колоритностью, с полным использованием цветового спектра. Направление соединялось с музыкой, благодаря своей полифонии и абстрагированному процессу творчества. Картина понималась, как параллель жизненных ощущений. Художники подчеркивали форму круга и диска ( Делан, Купка).

ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Экспрессионизм Он проявляется в настойчивых и драматических темах, упоре на цвет, монументальной форме, быстрой и выразительной рукописи. Он отражает пессимизм и меланхолию эпохи, тенистые стороны жизни, экзистенциализм. Цвет воспринимается как выражение внутренних чувств (Ван Гог, Тулуз--Лотрек, Энсор, Мунч, Руальт).

ФОВИЗМ
Отличительным элементом художественного стиля является использование чистых, не смешанных красок, не имеющих локальной, описывающей функции. Пространство картины плоское, в предметах на картине нет иллюзорности, не принимается во внимание объем, моделировка, свет. Подчеркивается линия. Источником вдохновения художнику служит его инстинкт (Дерон, Вламинк).

ФУТУРИЗМ
Исходил из восхищения к технической цивилизации. Художники изображали сюжеты из производственного процесса, движение, скорость, технические формы машин. Спокойная и статистическая форма делилась на фазы. Стремление симультанно подхватить несколько действий, происходящих одновременно ( Балла, Кара, Северини, Бочиони)

СЮРРЕАЛИЗМ
Направление в изобразительном искусстве, основанное на богатом воображении, интуиции, вызывании призраков,
подсознания. Не располагал определенными выразительными средствами, использовал монтаж, коллаж, трение. Использованием и соединением разных предметов в комбинации, не соответствующих действительности, создает новую, прямо-таки поэтическую, магическую реальность. Удаляя предметы из их обычной среды, отношений и функций, картина становится особенной и достигает нереальности.

Веристический сюрреализм
Изображает внутренние иллюзии художника. Значимость этих реально преподнесенных предметов заключается в их символичности и метафоричности, в комбинациях, далеких от действительности (Макс Энст, Танги)

Абсолютный сюрреализм
Полностью не отказывается от реальных элементов, в картину вносит новые предметы, создавая тем самым новое представление о действительности (Миро, Магритте).

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО
Изобразительной абстракции, несложности и освобождению предметов от лишних несущественных элементов, простоте подчинено все изобразительное искусство, несмотря на его направления. Абстрактное (также беспредметное, неконкретное, нефигуральное, безобъектное, чистое) искусство - это изобразительное проявление, которое не изображает и не представляет никакой реальный предмет. После реализма это наиболее широкое изобразительное направление. Абстрактным изображением художники хотят, так же, как и наука, достичь границы ощутимой и видимой действительности, показать людям новый мир, пока еще не выраженный изобразительными средствами. Абстрактная живопись представляет собой поиск абсолютных ценностей, управляющих нашей жизнью принципов, сущности всего, конечной правды. К ценностям изобразительных средств абстрактного искусства относятся, прежде всего, элементы геометрии, ритмизованные плоскости, элементарная знаковость, значимость и комбинации красок и по-новому понимаемые пространственные отношения. В принципе абстрактную живопись можно разделить на два основных направления: геометрическую абстракцию и абстрактный экспрессионизм.

Геометрическая абстракция
Изобразительные направления геометрической абстракции основаны на приеме, заключающемся в простом изображении объектов предметной действительности в форме, цвете, пространстве, объеме и т. д., доводя до самого минимума - отсутствия связи с настоящими предметами. Изобразительными средствами служат главным образом геометрические фигуры. Конструктивные направления абстракции (неопластицизм, советский конструктивизм, супрематизм, кинетизм, леттризм, оп-арт) отличались своим упором на одно какое-либо изобразительное средство.

Супрематизм
Полный отрыв от привычного зрительного восприятия. Цветные плоские фигуры без какой-либо связи с предметами повседневной жизни. Основой служат геометрические фигуры и плоскостность. Стремление к чистой сенсибильности (Малевич).

Леттризм
Носителем художественного сообщения является буква в качестве самостоятельной формальной единицы или как символическое обращение к сфере языковой коммуникации (большая группа авторов).

Оп-арт
С помощью взаимосвязей между геометрическими отношениями и цветом (и черным, и белым) создает зрительную иллюзию движения или других оптических эффектов ( Церо, Вазарелли, Дешамп ).

Конструктивизм
Широко используемое направление модерного и современного искусства. Характерным является рациональная черта творчества: расчетливость изобразительных элементов и их отношений в картине, связь с техникой. В картине преобладает
целесообразность и логичность конструкции ( Татлин, Мохоли-Надь ).

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Абстрактный экспрессионизм основан на сильной эмоциональности. Он подчеркивает непосредственную выразительность художественного исполнения. В качестве изобразительных средств используются ритм, гармония, динамичность, письмо жестов. Отдельные направления (ташизм, дееспособная живопись, информель, минимал-арт, концептуальное искусство, структуральная абстракция и т. д.) отличались друг от друга своим упором на одно из художественных изобразительных средств. Этот изобразительный стиль пользовался среди художников большой популярностью и, кажется, что и в настоящее время он преобладает.

Ташизм
Ему свойственно цветное пятно, наносимое художником прямо из тубы поливанием, распылением и т. п. Он отвергает рациональные составные части творчества (сюжет, композиция)и подчеркивает автоматичность, случайность и спонтанность создания. Картина передает психическое и физическое состояние художника в момент творческого процесса (очень широкий круг авторов).

Дееспособная живопись (живопись жестов)
Запечатляет состояние художника в процессе творчества, но возникающее контролируется определенным воображением мастера. Спонтанное неповторимое исполнение, не ставящее своей целью передачу содержания, передает душевное состояние художника во время творческого процесса. Кроме остальных средств, в этом стиле используется и классическая кисть. Большое значение имеет рука художника (очень широкий круг авторов).

Оригинал

 
Форум » Уроки_статьи » Статьи » Художественное искусство востока и запада
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024