Шалапугина Елена
Пятница, 19.04.2024, 20:55
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уроки_статьи » Статьи » Эпоха Бронзы
Эпоха Бронзы
valj24-04Дата: Пятница, 17.04.2009, 02:12 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
В эпоху бронзы (начало 3 и 2 тысячелетие до н. э.), с введением новых форм хозяйства и металлических орудий происходит первое крупное общественное разделение труда, создавшее условия для регулярного обмена и усиления имущественного неравенства. Среди племен выделяются пастушеские, занимающиеся приручением и разведением скота. Появляется ткацкий станок, совершенствуется производство. На этой основе совершается второе крупное разделение труда — ремесло отделяется от земледелия. В жизни человека происходит перелом, сыгравший большую роль на пути цивилизации: совершается дальнейший процесс разложения первобытнообщинных отношений, окончательно утверждается патриархат. В долине Нила, в Двуречье возникают рабовладельческий строй, классовые государства. Объединение нескольких родов в племя, беспрекословное подчинение старшему в патриархально-родовом обществе, более высокая организация труда, накопление добавочных продуктов создало благоприятные условия для развития искусства, фольклора, эпоса, песни, музыки.

Стонхендж. Реконструкция

Преобладающее значение получает монументальная архитектура, связанная в своем возникновении с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы, то есть духовными потребностями общества. Грандиозные, простые по формам сооружения из камня возводились трудом всей первобытной общины и были выражением единства рода, его мощи. К мегалитическим сооружениям (то есть выстроенным из громадных камней — погречески «мег» — большой, «лит» — камень) относятся: менгиры, дольмены и кромлехи, найденные в различных странах Европы. Одинокие сигаровидные каменные столбы — менгиры, доходящие порой до 20 м высоты (менгир в Бретани, Франция), несут в себе черты и архитектуры и скульптуры. Иногда на них высекались рельефы, иногда их формы сближались с человеческой фигурой. Здесь намечалась тенденция герои¬зации образа человека, его коллектива. Менгиры являлись предметом поклонения, возможно, служили надгробиями. Они возводились на возвышении, были центром округи. Сила воздействия на зрителя достигалась контрастным сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с окружающими его небольшими деревянными хижинами или землянками.

Архитектурное начало сильнее выражено в дольменах. Это погребальные сооружения из двух или четырех отвесно поставленных камней, перекрытых широкой горизонтальной каменной плитой. Внутреннее пространство дольмена служило для родовых захоронений. Дольмены широко распространены в Западной Европе, в Северной Африке, мегалитические сооружения в Крыму и на Кавказе относятся к 5—2 тысячелетиям до н. э. Они возникали и позже.

Величественный характер архитектуры этого времени выразился в аллеях менгиров — вертикально поставленных огромных отвесных камнях, количество которых доходит до тысячи. Равномерно расположенные параллельными рядами на обширной территории, они ритмически упорядочивали торжественное религиозное шествие, придавали ему общественный характер. Аллеи менгиров встречаются в Закавказье, в Армении («Каменное войско»), в Западной Европе, по побережью Средиземного моря и Атлантического океана. Особенно знаменита своей грандиозностью аллея менгиров у Карнака в Бретани (Франция).

Более сложные мегалитические постройки — кромлехи. Самый грандиозный из них возведен в Стонхендже (начало 2 тысячелетия до н. э., Южная Англия) (илл. 4) из огромных, грубо обтесанных четырехгранных глыб синего камня.
В плане — это круглая площадка диаметром в 30 м, замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставленных камней. Кольцо внешнего круга из тридцати каменных столбов, соединенных лежащими на них балками, образует подобие гигантского хоровода. Внутреннее кольцо, в центре которого находилась большая каменная плита — возможно алтарь,— составлено из невысоких менгиров. Второе — сооружено из гигантских семиметровых блоков синего цвета, попарно поставленных и перекрытых плитами. Архитектурный замысел кромлеха прост, но исполнен символического смысла. Он, очевидно, был святилищем солнца.

Кромлех в Стонхендже — решение сложного пространственного построения, имеющего значение для дальнейшей эволюции архитектуры. Здесь впервые рождается центрическая, упорядоченная композиция, выявлены основные принципы тектоники — взаимоотношения опоры и тяжести. В ритмическом чередовании пролетов и подпор внешней ограды намечается прообраз колоннады и аркады. Вид через пролеты на окружающий пейзаж связывает архитектуру святилища с природой.
К концу существования первобытного общества, в эпоху железа (начало I тысячелетия до н. э.) появился новый тип архитектуры — крепости, оборонительные сооружения, сложенные из огромных каменных глыб на территории современной Франции, Балканском полуострове, Закавказье. «...В их рвах зияет могила родового строя, а их башни достигают уже цивилизации»1. Эти и некоторые другие памятники, например специальные погребальные сооружения — большие камеры в курганных погребениях вождей племени,— свидетельствуют о наступающем распаде первобытного общества.

В первобытном обществе существовало только безымянное художественное творчество, принадлежащее всему обществу, единство которого основано на кровнородовых отношениях. Оно было связано с трудовой деятельностью коллективов, с осознанием эстетической ценности труда и овеяно героизмом.

С возникновением классового общества углубляется содержание искусства, расширяются его познавательные и эстетические возможности, складываются и развиваются различные его виды, появляются художники-профессионалы. Этот процесс сопровождается утратой наивной непосредственности, характерной для искусства первобытного общества.

Источник: www.vernisag.com.ua

 
Форум » Уроки_статьи » Статьи » Эпоха Бронзы
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024