Шалапугина Елена
Пятница, 29.03.2024, 13:15
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уроки_статьи » Статьи » Мезолит и неолит
Мезолит и неолит
valj24-04Дата: Пятница, 17.04.2009, 02:13 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
Новый и важный этап в развитии первобытного искусства наступает с подъемом производительных сил в эпоху мезолита (среднекаменный век, 12—8 тысячелетия до и. э.) и неолита (новокаменный век, 8—4 тысячелетия до н. э.).
В это время очаги жизни передвигаются на юго-восток (на территории с более теплым климатом, где сложились позже Египет, Индия, Китай).

С отступлением ледников в Европе тоже намечается потепление: исчезли мамонты, олени ушли на север. Совершается переход к оседлому образу жизни, от пассивного освоения готовых продуктов природы к активному ее изменению в своих целях. Наряду с занятием охотой и рыболовством люди обращаются к земледелию и скотоводству, к умножению продуктов природы. Совершенствуется обработка каменных орудий, разрабатывается гончарное производство и строительное дело, улучшается ткачество. Эти изменения поставили человека в более сложные отношения с природой, что привело к различию путей развития культуры в разных областях. Нарастающее разделение труда, усиление родовых общин и укрепление связей между ними, появление патриархата усложнили отношения между людьми. Наивное восприятие природы, такое, каким оно было у людей палеолита, исчезает. Усиливается роль магии, развивается земледельческая мифология, возникает культовое искусство — новая форма осмысления жизни. Продолжает существовать и некультовое искусство, попрежнему связанное с трудовой деятельностью.

Характер художественных образов в эпоху мезолита изменяется. В поле зрения человека входят новые явления, делаются попытки к раскрытию их взаимосвязи, к освоению общих закономерностей жизни. В эту эпоху ярко проявляется одна из закономерностей поступательного развития искусства. Она заключается в том, что новые завоевания сопровождаются некоторой утратой достигнутого в предшествующий период. В изобразительном искусстве появляются элементы схематизма, в живописи исчезает многокрасочность. Росписи этого времени исполнены силуэтно, одним штрихом, ровно положенной красной или черной краской, без лепки объема. И одновременно возникает более содержательный и целостный взгляд на мир — события показываются в их взаимосвязи. Центральной темой искусства остается борьба с природой, но в росписях впервые появляется изображение человека, показываются его поражения или победы над силами природы — сцены охоты, военных столкновений и т. д.

Стремление раскрыть внутренний смысл явлений рождает умелую организацию композиции на плоскости, эмоционально-драматическое действие. Развивается повествовательное начало. Эти черты характеризуют росписи в Испании и в Северной Африке. Схваченные с птичьего полета, нанесенные динамичными штрихами стремительные фигуры воинов (Испания, Морелли ля Вилла) исполнены решительности целенаправленных действий. Эта полная экспрессии сцена „передает напряженный характер жизни древних людей. Тематика росписи обогащается и новыми сюжетами. В изображении танца (наскальная живопись близ мыса Доброй Надежды) метко переданы легкие движения каждой женщины и вместе с тем единство стремительного ритма, объединяющего три фигуры.
В эпоху неолита распространяются мелкая пластика, художественные ремесла и орнамент, положившие начало декоративному искусству. В то время как статуэтки животных, отличаясь обобщенностью, сохраняют черты реализма, в изображениях женского божества земледелия проступают черты схематизма. Изобразительность искусства древнейших охотников уступает место искусству отвлеченных геометрических форм.

Новые черты ярко проявились в художественном ремесле, развитие которого было тесно связано с осознанием эстетической выразительности трудовых процессов. Чувство закономерности, присущей реальному миру, выражается в архитектонической ясности форм предметов быта, в их гармоничной целостности, в ритмической мерности орнамента, выявляющей его структуру.
В основе орнамента лежит условно-схематическая передача явлений природы и стремление обобщить, абстрагировать наблюдения реальных образов. Простейший орнамент появляется как след от плетения, обмазанного глиной. В дальнейшем этот мотив сменяется рисунком. Возникают геометрические узоры, покрывающие сосуды и другие предметы быта.

Переход к земледелию и скотоводству способствует более систематическому наблюдению жизни природы; создается возможность для восприятия выразительности формы, ритма, симметрии, которые образуют основу композиции орнамента. Примером орнаментально-керамических изделий могут служить трипольские сосуды (4—3 тысячелетия до и. э., юго-запад европейской части и территория ряда Балканских стран) различной формы, с орнаментом, нанесенным белой, черной или красной краской. Характерные мотивы орнамента: параллельные полосы, двойные спирали, обегающие сосуд, зигзаги, концентрические круги и т. д., имеющие разнообразное смыслое значение. Из повторения одних и тех же геометрических знаков возникает правильный и сложный орнаментальный узор, линии которого в бронзовый век приобретают большую гибкость и упругость. В орнамент включаются схематизированные изображения людей и животных, фольклорные образы, сохраняющие значение и в дальнейшем.

Источник: www.vernisag.com.ua

 
Форум » Уроки_статьи » Статьи » Мезолит и неолит
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024