Шалапугина Елена
Пятница, 19.04.2024, 23:36
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уроки_статьи » Статьи » Виды искусства
Виды искусства
valj24-04Дата: Пятница, 17.04.2009, 02:17 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
В процессе исторического развитии сложились различные виды искусства. Они отличаются по объектам изображения, по содержанию, по материалам и средствам художественного выражения, по своему образно-познавательному воздействию. Специфика каждого вида заключается в свойственной только ему силе выражения мысли, глубине эстетического отражения определенных сторон жизни.
То, что доступно одним видам искусства, малодоступно или совсем недоступно другим. Вместе с тем жизнь и эстетическое отношение к ней раскрываются во всей ее полноте и богатстве в совокупности всех видов искусств. Каждый вид искусства переживает внутренний рост, стремится к расширению своих художественных возможностей и всеобъемлющему охвату действительности. Этот процесс сопровождается органическим проникновением достижений других видов искусства, а также науки и техники.
Эпохи наивысшего расцвета искусства в прошлом свидетельствуют о том, что полнота и всесторонность отображения мира достигаются одновременным расцветом всех видов искусства.


Архитектура

Архитектура, или зодчество — искусство строить здания и их комплексы, предназначенные для общественной и частной жизни людей. Архитектура тесно связана с материальными потребностями человека, с развитием науки и техники и потому является одной из форм материальной культуры. Практические задачи, которые решает архитектура, определяют непременные требования, предъявляемые ей,— целесообразность и удобство.
Вместе с тем архитектура выступает и как один из видов искусства. Созданный человеком мир художественно-выразительных архитектурных форм образно раскрывает эстетическую целесообразность той общественной функции, ради которой возводилось архитектурное сооружение. В художественных образах архитектуры отражается и характер общественной жизни, и уровень духовного развития общества, и его эстетические идеалы. Архитектурный замысел раскрывается целесообразной организацией пространства интерьера здания, группировкой его объемов, в ритмических и пропорциональных отношениях частей и целого. Большое значение имеет художественное оформление наружного вида зданий, улиц, площадей, часто объединенных в ансамбли.
Как ни один другой вид искусства, архитектура постоянно воздействует своим образным строением и монументальными формами на массы людей. Пользуясь богатством пространственных и объемных форм, архитектура повествует об укладе, общественном строе государств и народов современности и минувших веков.
Многообразие общественных потребностей человека рождает разнообразие типов архитектуры: жилой, общественно-гражданской, промышленной. Высшей формой архитектуры является градостроительство, которое учитывает характер местности, экономики, условия транспорта, размещения населения. В периоды художественного подъема архитектура гармонически развивается в содружестве с другими видами искусства. Скульптура, живопись, декоративные искусства воплощают в конкретных образах идеи, заложенные в сооружении. И архитектура и изобразительное искусство обогащают друг друга в этом синтезе.


Скульптура

Подобно архитектуре, скульптура — объемно-пространственный вид искусства, но она изобразительна. Скульптура изображает реальный мир, в первую очередь человека в материально-ощутимых объемных формах, находящихся в окружении реального пространства и освещения. Особенность круглой, обработанной со всех сторон скульптуры проявляется в том, что образ может восприниматься с различных точек зрения, раскрывающих модель в ее многогранных аспектах. Пластическая выразительность приобретает особую силу воздействия благодаря умелому использованию переходов света и тени, меняющихся в зависимости от времени дня и состояния природы.
Выразительность скульптуры достигается с помощью архитектоники форм, построения основных планов, объемов, масс, линий, их ритмических соотношений, составляющих единое целое. Именно они выражают содержание образа. Большое значение, особенно в монументальной скульптуре, имеет четкость и цельность силуэта. «Надо,— писал в своих «Размышлениях о скульптуре» видный французский скульптор 18 в. Этьен Фальконе,— чтобы произведение выделялось на фоне воздуха, деревьев, архитектуры, заявляло о себе с самого дальнего расстояния, с которого его можно заметить. Свет и тени, широко распределенные, будут также состязаться в том, чтобы определить главные формы и общее впечатление». Фактурная обработка поверхности, детали лишь дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.
Скульптор выбирает материал, соответствующий его замыслу; так, например, мрамор с его светлой, полупрозрачной поверхностью передает тончайшие светотеневые нюансы и незаменим в изображении человеческого тела. Диорит или гранит, трудно поддающиеся детальной обработке, требуют монолитных, монументальных форм. Бронза способна передать динамические состояния, и т. д.
Поскольку скульптура воздействует языком пластики, воспроизводит объем средствами лепки или высекания, художник пользуется большей частью реальным цветом материала, хотя иногда применяет подцветку или окраску.
Кроме круглой скульптуры существует рельеф (фигурный или орнаментальный). Он обладает трехмерностью скульптуры и одновременно стелется как рисунок по плоскости. Рельеф дает возможность раскрыть темы, связанные с изображением множества людей, их действий, совершающихся в пейзаже или интерьере.
По назначению скульптура делится на монументальную, станковую и декоративную. Монументальная скульптура выражает большие и общие идеи лаконичными формами. Воздействуя на расстоянии, она украшает площади, улицы, архитектурные комплексы. Станковая скульптура, рассчитанная на близкое восприятие и предназначенная в основном для интерьеров, часто решает сложные психологические задачи (например, в портрете), декоративная — используется для выявления основных членений архитектуры и в украшении быта.


Живопись

В отличие от пространственных видов искусства живопись воспроизводит явления жизни средствами цвета, светотени и линий, переводя на плоскость реальные пространственные измерения. Живописи доступны изображения и человека и окружающей его среды. В этом проявляются ее преимущества по сравнению с возможностями скульптуры.
Оперируя линией, цветом и светотенью, живописец воспроизводит действительность во всем ее красочном богатстве. В отличие от литературы, которая раскрывает судьбы и характеры людей в развитии, живопись показывает явления жизни в мгновенных, как бы фиксированных состояниях. В наиболее значительных произведениях живописи концентрируется сущность сложных процессов. В них угадываются предшествующие события и связь с последующими.
«Живопись — не болтливое искусство,— писал глава французских романтиков 19 в. Делакруа,— и в этом, по-моему, ее немалое достоинство... Живопись вызывает совершенно особые эмоции, которые не может вызвать никакое другое искусство. Эти впечатления создаются определенным расположением цвета, игрой света и тени — словом, тем, что можно было бы назвать музыкой картины».
Живопись разделяется главным образом на монументальную и станковую. Монументальная живопись — наиболее древняя по происхождению. Она возникла в органической связи с архитектурой общественных и культовых зданий и рассчитана на определенное место, предоставленное ей архитектурным комплексом. Для нее характерны техники мозаики, фрески, темперы.
Станковая живопись (исполненная на станке — мольберте) не зависит от какого-либо художественного ансамбля, а имеет самостоятельное значение. Она получила широкое распространение, начиная с эпохи Возрождения.
Живопись различается по материалам и техническим способам красочного изображения. Эпоха расцвета монументальной живописи привела к развитию техники мозаики (изображение создается на стене при помощи цветных камешков и сплавов стекла — смальт) и фрески (изображение наносится на стену специальными водяными красками по сырой штукатурке). Станковая живопись была связана в древние времена с техникой энкаустики (живопись восковыми красками), в средние века — с темперой (яичные краски), в эпоху Возрождения и в наше время — с техникой масляной живописи на дереве или холсте, с 17—18 вв.— также с акварелью и пастелью.


Графика

Слово «графика» происходит от греческого' «графо» (пишу). Определяющим в графике является рисунок, средствами выразительности служат линия, градации света и тени, соотношение белых и черных пятен, степень контрастности или мягкости их сопоставления. Цвет полихромный в графике применяется реже, однако с помощью черного и белого художник создает иллюзию цветности и тонального разнообразия. Специфическая особенность графического языка состоит в лаконичности изобразительных средств, дающих четкое, быстро воспринимаемое изображение главного.
Рисунок уникален. Но благодаря возможности его размножения путем оттиска — получения гравюры — графика приобретает массовый характер. Отсюда преобладающее значение этого вида искусства в революционные эпохи. К графике относятся: рисунок (карандашом, пером, углем, сангиной, кистью на бумаге, процарапанный на металле, выполненный на камне), одноцветный и многоцветный эстамп (гравюры на дереве, металле, цинке, камне, линолеуме). Графику можно подразделить на станковую (самостоятельные произведения), книжную иллюстрацию и оформление книги, газетный и журнальный рисунок и прикладную (этикетки, почтовые марки, шрифт и т. д.). Своеобразной монументальной формой графики является плакат, обращающийся непосредственно к массам, воздействуя быстро легко воспринимающимися образами. Плакат обладает наибольшей агитационно-призывной силой.
Истоки графики восходят к рисункам первобытного человека, нанесенным на скалах, выгравированным на кости, к украшениям керамики, металла и т. д. Как и древние рельефные изображения, некоторые графические первоначально заменяли письменность. Тесная связь изобразительного образа со словом, с литературой в той или иной мере присуща графике (за исключением станковой) в дальнейшем ее историческом развитии и составляет существенное ее отличие от живописи.


Прикладное искусство

К прикладному искусству относятся предметы, служащие бытовым нуждам человека, обладающие определенными художественно-эстетическими свойствами и одновременно украшающие быт, интерьер жилища, общественные здания, улицы, площади, парки. Это мебель, ковры, ткани, одежда, вазы, посуда, ювелирные изделия, вывески, уличные фонари ит. д. — предметы из металла, керамики, дерева. Так же как и архитектор, мастер бытовой вещи решает форму предмета, исходя из его назначения, целесообразности, стремясь в то же время к его эстетической выразительности.
Эстетическая ценность предметов определяется красотой форм, линий, силуэта, выбором пропорций и мастерством обработки материала. В большинстве предметов прикладного искусства (мебель, утварь и т. д.) структура и форма находятся в органической связи с орнаментом, который подчеркивает форму и назначение предмета.

Источник: www.vernisag.com.ua

 
Форум » Уроки_статьи » Статьи » Виды искусства
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024