Шалапугина Елена
Пятница, 19.04.2024, 11:11
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уроки_статьи » Уроки » Техника живописи. Акварель
Техника живописи. Акварель
valj24-04Дата: Пятница, 18.12.2009, 00:01 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline

Техника живописи в буквальном значении слова - это отрасль знания, которая изучает рациональное построение художественного произведения с учётом его материальных свойств. Свойств материалов, из которых оно создано: основы, грунтов, связующих, красок или других средств изображения. Знание технологии живописи позволяет художнику создавать долговечные произведения и наилучшим образом использовать качества живописных материалов.
Техника живописи, как и другие науки, опирается на ряд прочих наук. Современная техника живописи базируется на физике, химии, технологии красок и связующих и других науках. Старинная живопись также опиралась на современные ей знания. О высоте достижений искусства прошедших эпох и веков мы можем судить по дошедшим до нас памятникам искусства, однако сказать с точностью, что знали древние художники, а что для них оставалось тайной, нам не под силу, если это касается столь отдалённых эпох, как искусство Древней Индии, Египта, Междуречья, Греции. Чаще остаётся загадкой для нас, каким образом тем людям удавалось достигать таких успехов.

Судить об относительности знания можно в эпохи, к нам близлежащие. В наше время техника живописи преобразовалась в науку, и ей на помощь пришли научные достижения и открытия. Многое, что в прошлом было найдено опытным путём, теперь подтверждено наукой. Например, чёрная краска. В известном трактате о живописи известного итальянского живописца ХV столетия Ченнино Ченнини в главе, посвящённой описанию красок, написано про чёрную краску так: «если ты будешь тереть её целый год, то она будет только лучше и чернее». А в наше время учёные пришли к выводу, подтверждающему это замечание, что все мощные краски, к которым относится и чёрная, должны размельчаться как можно мельче; тогда они наилучшим образом проявляют присущие им качества.

Особенно важным достижением нашего времени стало изготовление красок, которых не было прежде. Это цинковые и баритовые белила, жёлтые, оранжевые и красные камеди, искусственные охры, ализариновые крапп-лаки, искусственный ультрамарин, кобальтовые и хромовые краски.

Однако следует заметить, что наряду с положительными моментами, которые принесло наше время, имеются и отрицательные. В результате того, что современному живописцу предоставляют готовые живописные материалы, он мало или совсем не участвует в процессе их изготовления и поэтому не знает свойств материалов так, как знали их старые мастера, изготовлявшие их самостоятельно.

АКВАРЕЛЬ
Акварель – (от французского aquarelle «водяная краска») один из видов живописи водяными красками. В состав связующего вещества акварели входит преимущественно растительный клей.
Акварель получила начало ещё в глубокой древности. Известны образцы, современные папирусу и иероглифам египтян. В византийском искусстве акварель применялась для украшения церковных книг. Позднее её пользовались для подмалёвка на досках и раскрашивания рисунков. Мастера эпохи Возрождения использовали акварель для разработки эскизов к своим станковым и фресковым произведениям. Сохранилось немало работ, представляющие собой рисунки, оттушёванные карандашом и раскрашенные акварелью. Таковы рисунки Рафаэля, Рубенса, Ван Остаде, Лессюера и др.

До ХVII века акварель играла вспомогательную роль в искустве. Впервые она становится самостоятельным родом живописи в Англии. А позднее и в других странах Европы. В наше время изготавливают несколько видов акварельных красок:
- твёрдые краски, имеющие вид плиток различной формы;
- мягкие краски, заключаемые в фаянсовые чашечки;
- медовые краски в тюбиках;
- жидкие краски – гуашь, заключённые в баночки.

Связующим веществом всех лучших акварельных красок служит растительный клей: гуммиарабик, декстрин, трагант и подовый клей (вишнёвый); кроме того мёд, глицерин, сахар-леденец, воск и некоторые смолы, преимущественно смолы-бальзамы. Назначение последних состоит в том, чтобы по высыхании не давать легко разламываться красочному слою.
В более дешёвых сортах акварели, а также красках, предназначаемых не для живописи, а, например, для чертежей, в качестве связующего используют столярный клей, рыбий клей и картофельную патоку.

Ввиду малой устойчивости главных составляющих акварели не однократно делались попытки их чем-либо заменить. Однако ничего лучшего пока не было найдено. К таким пробам относятся два вида акварели, не получившие популярность: акварель, фиксируемая огнём, и акварель на саркоколе. Эти обе техники мало похожи на акварель.
Вся красота и сила акварели заключается в её прозрачности. Поэтому важным условием при выделке акварельных красок является наиболее тонкое их измельчение, что влияет на степень прозрачности. Ни один из способов живописи не нуждается в таких тонко размельчённых красках, как акварель.

Важно также соблюдать ещё одно условие при изготовлении акварели – порошок краски при самом обильном разжижении её водой должен «висеть» в связующем веществе и не выпадать из него. Только при этом условии краска будет постепенно оседать на бумагу и равномерно распределяться по её поверхности. В противном случае будут образовываться ненужные точки и пятна.

Твёрдые плиточные краски
В старину изготавливался только этот вид акварели. В настоящее время их используют для выполнения чертёжных работ, плакатов, проектов. Хотя высшие сорта этих красок пригодны и для живописи. Более дешёвые предназначены для детей и школ.
Связующим в твёрдых акварельных красках является дешёвый клей: животный клей, картофельная патока, используют также и гуммиарабик, мёд, трагантом.
Связующее готовят в трёх видах. Главным является раствор гуммиарабика в соединении с сахаром-леденцом. Кроме того составляется раствор сахара в воде и раствор декстрина. Делается это в связи с тем, что некоторые краски, например, бистр, кармин не требуют вовсе гуммиарабика, для них достаточно одного леденца. Хромовые краски в связи с гуммиарабиком с течением времени становятся совсем нерастворимыми. Поэтому для их приготовления используют декстрин.
Краски в тончайшем порошке смешиваются со связующим, и затем тесто их просушивается настолько, чтобы его можно было формировать металлической формой.
Краски в плитках не должны быть ни хрупкими, ни мягкими. Большое количество гуммиарабика в них делает их хрупкими; хрупкость исчезает при наличии достаточного количества сахара. Когда связующее вещество состоит в основном из животного клею, то при некотором отсырении краски мнутся в руках.

Китайская тушь
Эта краска производится в Китае и в Европе. Точный рецепт производства китайской туши не известен. По одной версии её готовят из сажи, получаемой при сгорании кунжутного масла, её смешивают с вытяжкой неизвестного нам растения, сок неизвестного дерева и имбирный сок. Так же сюда добавляется животный клей, и вся смесь ароматизируется камфарой или мускусом. По другой версии – тушь выделывается из сажи, получаемой из масла сосновых деревьев.
Главным условием приготовления качественной туши является тонкое измельчение сажи. Если углерод, из которого состоит сажа, механически, как это делают в Китае, или химическим, более дешёвым путём, который используют в Европе, обратить в коллоидальное состояние, то величина его частичек будет меньше длины световой волны. Он приобретает красно-коричневый оттенок и наибольшую красящую силу. Такая тушь способна проникать в поры бумаги, и после высыхания уже не смывается водой.
Тушь продаётся в плитках и столбиках, и в жидком состоянии. Хорошей считается тушь, которая на бумаге даёт приятный чёрный тон с буроватым оттенком, в изломе однородна и стекловидна, легко растворяется в воде, не образуя осадка, после высыхания не смывается, края мазков не размазываются.

Мягкие краски
Для приготовления мягких красок, которые намного легче, чем твёрдые краски, разводятся водой, используют в качестве связующего те же гуммиарабик и декстрин, к которым присоединяется значительное количество мёда. Мёд вводится в некристаллизующихся своих частях, т. е. в виде левулезы. Его предварительно очищают, смешивая с водой в соотношении 1 часть мёда к 4 частям воды и выпаривая. Кроме мёда, или вместо него применяется и глицерин.

Медовые краски
В связующем веществе этого вида акварели содержание мёда превышает содержание гуммиарабика. Кроме мёда сюда входит и глицерин, а при желании удешевить краски, мёд заменяется картофельной патокой.
В такие краски во избежания лёгкого размытия после высыхания и расплывания во влажном воздухе добавляют копайский бальзам, а так же воск или мастику, растворённые в эфирных маслах. Смолы и воск с раствором гуммиарабика и мёд эмульсию. Поэтому медовая акварель по составу своего связующего вещества близка гуммиарабиковой темпере.

Гуашь Название гуашь происходит от итальянского слова «guazzo» (болото), происходящего от старонемецкого слова «Wazzar» - вода. Состав этих акварельных красок приближается к медовым, но они более жидкие и содержат больше воды.

По материалам «Техника живописи» Д.И. Киплик

 
Форум » Уроки_статьи » Уроки » Техника живописи. Акварель
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024