Шалапугина Елена
Суббота, 27.04.2024, 22:45
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уроки_статьи » Батик » Декоративные материалы и технологии
Декоративные материалы и технологии
valj24-04Дата: Суббота, 18.04.2009, 02:17 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
Декоративные материалы и технологии

Горячий батик — наиболее древняя технологическая разновидность росписи. Горячим он называется потому, что резервирующее вещество используется только в горячем виде. Соотношение прокрашенных и непрокрашенных благодаря нанесению воска фрагментов и создает неповторимый узор росписи. Варианты резерва для горячего батика:
Фабричная восковая масса фирмы «Кройль» 500 г;
Парафин или стеарин 250 г; искусственный воск 230 г; технический вазелин 20 г;
Парафин или стеарин 400 г; натуральный воск 100 г.

Массу расплавляют на пару до однородности, наносят в соответствии с замыслом, после остывания окрашивают. При создании многослойного горячего батика процедуру резервирования и окрашивания повторяют несколько раз. Излишки воска удаляют после окончания всех работ, прогладив ткань через несколько слоев оберточной бумаги. Цветовое пятно в батике может быть плоскостным и локальным, а может иметь множество нюансов. В горячем батике цветовая лепка объемов строится как на контрастных (в 2-3 наложения), так и на тонких (4-5 наложений) сочетаниях. Как правило, воображение зрителя поражает именно эта специфическая особенность батика — множественные слои, как бы просвечивающие сквозь друг друга. Этого практически невозможно добиться в масляной технике, а в батике достигается простым разбрызгиванием воска по ткани.

Холодный батик придуман гораздо позже, с развитием химических знаний. Наилучшим резервирующим составом для холодного батика, особенно подходящим для художников-любителей, является контурное средство ГУТТА программы «Явана» фирмы «Кройль». Тюбики или флаконы с насадками-соплами разного диаметра удобны в работе и художественно функциональны. Гутта бывает на водной и бензиновой основе. Бесцветная гутта служит сугубо технологическим средством и удаляется при стирке. Сопло диаметром 0,3 мм — самое мелкое, пригодное для относительно разжиженной гутты. Если используется контурное средство с металлическими вкраплениями, пользоваться этим соплом не следует. Сопло диаметром 0,5 мм позволяет непрерывно и равномерно наносить гутту, поэтому наиболее употребительно и прекрасно подходит для начинающих. В программе «Явана» предлагаются также цветные контуры, которые выполняют декоративные задачи, а программе «Авангард» существует «Гутта плюс», которую можно тонировать в нужный цвет. Менее удобна и менее экологична смесь резинового клея, бензина и восковых веществ. Для приготовления 500 г резерва используют следующие компоненты:
резиновый клей 50 г; бензин 430 г; пчелиный воск 20 г;
резиновый клей 220 г; бензин 250 г; парафин 50 г;
резиновый клей 215 г; бензин 200 г; технический вазелин 85 г.

Во избежание ошибок и брака в работе с резервом важно соблюдать следующие правила. 1. Наносить контур следует непрерывной линий. 2. Резерв должен быть нужной консистенции. Очень густой с трудом выливается , не пропитывает ткань, позже отслаивается; слишком жидкий растекается и не держит контур. Контур, ограничивающий плоскость цветового пятна, часто служит организующим началом в холодном батике. Выразительность линии, ее резкость или мягкость, стилистически определяет акварельную или графическую направленность работы.

Техника свободной росписи требует грунтовки ткани. Самый удобный и качественный — грунт ЯВАНА. Более простой способ грунтовки — раствором поваренной соли. Для крепдешина и шифона раствор должен быть 20%-м, для креп-жоржета — 10-15%, капрона — 20-30%. Свободная роспись отличается от классического горячего и холодного батика тем, что больше похожа на живопись, чем на батик. На загрунтованной ткани создают композицию, как на бумаге; благодаря грунтовке краски меньше расплываются и сохраняют форму мазка. В свободной росписи форма мазка становится особым приемом. Щетинной кистью с очень малым количеством краски можно нанести мазок так, как будто каждая щетинка оставила свой отдельный след. Как правило, художники используют свободную роспись для фона, и только высокие профессионалы могут расписать таким образом целое панно.

Узелковая техника имеет тысячелетние традиции. Неокрашенное полотно покрывают по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивают, нити удаляют, в результате получают узор из белых «горохов». Подобным образом можно окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. Готовое изделие не гладят, благодаря чему долгое время сохраняется эффект «жатости». Вариант этой техники: термостойкую пуговицу, камешек или горошину подкладывают под ткань, плотно обвязывая ткань снизу нитями, красят. Потом перевязывают еще в одном-двух местах и снова красят. Окрашивают ткань последовательно в несколько цветов. Самый простой вариант — в два цвета. Для этого участки с завязанными предметами погружают в раствор красителя, остальную ткань размещают на палочках, положенных поверх емкости с краской. Окрашивая сухую ткань, получают резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая), — более плавный переход. После того, как участки ткани прокрасились, их надо прополоскать и поместить оставшуюся неокрашенной часть ткани (изделия) в краситель другого цвета, разместив уже окрашенную часть на палочках.

Техника «лахерия» — жгутовый способ окрашивания. Изделие или отдельные участки скручивают жгутом, закрепляя положение туго затянутыми нитями обвязки. В зависимости от расположения и количества перевязок получаются различные узоры. Таким же образом можно окрасить ткань или изделие в несколько цветов. Прополоскав изделие в проточной воде, сначала с узлами, потом — без них, слегка влажную ткань высушивают утюгом.

«А-шибури» — так называемый складной батик. Результат достигается также путем перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определенным образом, а не скручивается.

Шитая техника батика позволяет создавать еще более тонкий орнамент. Конечный результат здесь всегда известен.

Дополнительные эффекты,
придающие изысканность и прихотливость батику, весьма многообразны.
Роспись по-сырому дает эффект плавного перетекания красок. Участок ткани смачивают водой, после чего начинают роспись кистью или тампоном, легко касаясь поверхности. Проводя по одному месту красителями разных цветов и тампонами разной ширины или смешивая красители прямо на ткани, можно получить очень интересные оттенки цвета. Работу следует закончить до высыхания ткани, иначе образуются затеки с грубым контуром; особенно аккуратными надо быть при росписи фона или больших плоскостей узора, где работать надо быстро и уверенно.
Присыпка сухими красителями — одна из разновидностей работы по сырой ткани. Натянутую на раму ткань смачивают и на нужные места из пакетика с красителем аккуратно, легким постукиванием, высыпают немного порошка. Как только частицы порошка коснутся влажной поверхности, на ней появится узор из цветных точек, от которых в сторону потянутся разводы, напоминающие хвост кометы. Чем меньше порошка и чем тоньше он нанесен, тем интереснее узор. Если ткань смочена очень сильно, краситель может просто растечься пятном. На почти сухой ткани краситель образует цветные точки. Если в середину посыпанного красителем участка добавить каплю воды, краситель устремится от центра к краям, усиливая эффект салюта. Если присыпка используется для горячего батика, ткань перед покрытием ее воском надо просушить. После покрытия воском краситель присыпки при запаривании расплываться не будет.
Соль — средство создания декоративного эффекта. Гигроскопические кристаллы соли притягивают влагу, а вместе с ней и краску, благодаря чему ткань становится светлее, красители смещаются, а сложные красители нередко раскладываются на составляющие. Солью произвольно посыпают влажную роспись.Результат этого приема зависит от величины кристаллов. Крупные кристаллы дают четкое смещение цвета относительно крупными мазками, мелкие создают оригинальный рисунок, оживляющий и украшающий роспись. На месте скопления кристаллов образуются темные пятнышки, так как здесь наибольшая концентрация красителя.
Мочевина — химическое вещество, применяемое для создания размытых пятен. Их величина зависит от многих факторов, учесть и просчитать которые довольно сложно. Гранулы мочевины, разложенные пинцетом на влажной расписанной ткани, образуют белые горошины, т.к. мочевина съедает краситель. В зависимости от степени влажности ткани, пятнышко будет иметь или относительно четкий контур и небольшой размер, или расплывчатые края и большую площадь. Этот прием требует предварительного экспериментирования с влажностью ткани и количеством мочевины.
Кракле, или кракелирование — намеренное создание трещин — кракелюров. Когда-то считавшиеся браком в индонезийской технологии, в новое время кракле обрело самостоятельное значение. Теперь, покрывая воском всю поверхность ткани, художник специально мнет и ломает её, создавая случайные, но более или менее предсказуемые трещины. Для получения кракле в трещины сначала втирают мыльный раствор и лишь тогда окрашивают. Получаемый узор напоминает трещины на сухой земле или глине, что придает работе ощущение нерукотворности, природности, как узоры на камнях или прожилки на листьях. Имитация природных узоров — великолепный декоративный прием, присущий именно батику.
Рельефные краски, присыпки к ним, металлический порошок, косметические блестки, люминисцентные пигменты используют при росписи декоративных панно. Работают этими средствами по сухой ткани и только в тех произведениях, которые не требуют особой прочности.
Именно дополнительные средства во многом создают славу декоративных возможностей батика. Получаются они как бы случайно, но случайность, задуманная художником, становится особенностью работы. Есть художники, специализирующиеся на собственных технологических находках, и зачастую авторская технология создает собственный художественный почерк. Если же взглянуть шире, случайность заложена во многих технологиях батика и есть, быть может, его главная художественно-специфическая особенность.

 
Форум » Уроки_статьи » Батик » Декоративные материалы и технологии
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024