Шалапугина Елена
Пятница, 26.04.2024, 09:56
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уроки_статьи » Искусство разных стран » Арабский халифат
Арабский халифат
valj24-04Дата: Пятница, 17.04.2009, 00:55 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
(7 век—первая половина 10 века) Арабы с древних времен жили в обширной стране, которая занимала весь Аравийский полуостров и в большей своей части состояла из пустынь и сухих степей. Основной массой населения были кочевники. Стремление их к захвату новых земель и торговых путей способствовало объединению родовой аристократией отдельных арабских племен. В начале 7 в. средством политического объединения арабов стала новая религия — ислам, провозгласившая культ бога Аллаха. Основателем ее был пророк Мухаммед, его последователи назывались по-арабски «муслимами» («покорные богу»), откуда и произошло название мусульман. Первоначальным местопребыванием Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название государства — халифат) были аравийские города Медина и Мекка, где в древнем храме Кааба хранился «Черный камень» (вероятно, метеорит) — мусульманское святилище. В 7 в. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран, а в начале 8 в. они присоединили гигантскую территорию, включавшую на западе — Пиренейский полуостров и всю Северную Африку и на востоке — Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии. Так возникло обширное арабское государство — халифат, по размерам превосходивший Римскую империю во времена ее расцвета. В руках халифов оказались огромные земли и богатства. Однако существование халифата как политического объединения оказалось непрочным. Уже в течение 9 в. и первой половины 10 в. он начал распадаться на ряд самостоятельных феодальных государств.
Политический распад халифата отнюдь не означал экономического и культурного упадка входивших в его состав стран. Напротив, именно в это время арабское искусство вступило в пору высокого расцвета. Усвоив и переработав значительную часть культурного и художественного наследия покоренных народов, арабы и сами достигли больших успехов в области архитектуры, монументального архитектурного декора, орнаментального искусства и художественного ремесла.
Искусство каждой области арабского мира — Аравии, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, Северной Африки, Южной Испании (в период существования там Кордовского халифата) — было крепко связано с местными традициями. Оно проходило свой длительный путь развития, обладало ярко выраженными особенностями. Черты глубокого своеобразия отличают искусство Сирии от искусства Ирака, памятники средневекового Египта от памятников Мавританской Испании и Северной Африки.
Однако сходство форм развития феодализма и тесные торговые и культурные связи породили черты общности в искусстве не только стран Ближнего, но и Среднего Востока эпохи средневековья. Определенное воздействие на развитие средневекового искусства народов, исповедовавших ислам, оказала религия. Ислам запрещал изображать живые существа. Священная книга мусульман Коран никогда не иллюстрировалась и украшалась лишь орнаментом. Это ограничение, сформулированное в качестве религиозного закона, соблюдалось далеко не всегда и не всюду. И тем не менее оно наложило отпечаток на развитие отдельных видов искусства, среди которых главенствующую роль играла архитектура; высокого совершенства достигли прикладное искусство и миниатюра.

Архитектура
Уже с первых лет возникновения халифата большой размах получило гражданское и культовое строительство. Средневековые города арабского Востока, столица халифата Дамаск (Сирия), затем Багдад (Ирак), с 13 в. Каир (Египет) были центрами утонченной художественной культуры, огромными по тому времени городами, богато украшенными великолепными зданиями. Здесь возникли новые типы монументальных культовых и светских построек: мечети, вмещавшие тысячи молящихся, минареты — башни, с которых призывали верующих к молитве, медресе — здания мусульманских училищ, крытые рынки и караван-сараи, дворцы, укрепленные цитадели, окруженные крепостными стенами с воротами и башнями. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Были созданы разнообразные формы арок — подковообразных и стрельчатых, изобретены особые системы сводчатых перекрытий.
Уже в 7 в. сложился тип арабской мечети, которую называют колонной. Внешний вид мечети напоминает крепость, окруженную глухими гладкими стенами, с минаретом в виде мощной башни. Основным ядром .композиции является открытый квадратный или прямоугольный двор, обнесенный галереей с арками. К одной из сторон этого двора, которая ориентирована в сторону священного города мусульман Мекки, примыкает глубокий, в несколько нефов, колонный молитвенный зал. Богато украшенная ниша — михраб, расположенная в стене, точно обозначает направление к Мекке. В отличие от христианской базилики в колонном зале нет центральной оси, которая направляла бы движение молящихся к святилищу. Скорее наоборот, войдя под своды мечети, нужно остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие во все стороны ряды колонн, расположенные поперек движения к михрабу. Создается впечатление грандиозного и сложного пространства, которое резко контрастирует с геометрически-четкой композицией огромного открытого двора.
В колонной мечети проявляется характерный для всего арабского искусства контраст сочетания логически-строгого, рассудочного мышления с прихотливой и изощренной фантазией, лаконичной простоты и необычайной усложненности.

К ранним памятникам арабского зодчества относится мечеть Омейядов в Дамаске (705—715). Она была перестроена из большой христианской базилики, в свою очередь воздвигнутой на месте античного храма Юпитера. Дамасская мечеть с ее высоким колонным залом, где просторно расставленные колонны с коринфскими капителями принадлежат более раннему (византийскому и, возможно, даже римскому) времени, является примером перевоплощения христианской базилики в мусульманское культовое здание. С большей последовательностью принципы арабской архитектуры решены в мечети Ибн Тулуна в Каире (876—879). В качестве опор здесь применены не колонны, а мощные прямоугольные столбы-пилоны с перекинутыми через них стрельчатыми арками. Этот архитектурный мотив — основной объединяющий элемент всей композиции мечети. Аркада охватывает огромное (92 X 92 м) пространство открытого двора, а затем составляет пять нефов молитвенного зала, в котором создается многообразие точек зрения, сложная ритмическая игра пространства. Вместе с тем в сооружении нет переизбытка роскоши, всюду господствуют строгость и простота. Резной по стуку растительный орнамент, покрывающий архивольты арок и карнизы, прихотливый, подобный драгоценному украшению, не нарушает плоскостного характера крупных архитектурных форм.

Орнамент. В архитектуре, как и во всем искусстве Ближнего Востока, необычайно сильно проявилась декоративная фантазия строителей. Самое широкое применение получили различные декоративные формы. Например, сталактиты — декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических форм, расположенных рядами, выступающими один над другим и похожих на разрезанные соты меда или на известковую накипь, которая образуется в пещерах от просачивания воды через почву (отсюда и само название). Этот красивый декоративный мотив, который применялся даже в капителях колонн, выглядел особенно эффектно благодаря яркой раскраске и позолоте. Исключительное место занял орнамент, украшавший поверхности фасадов и внутренних стен монументальных зданий. Художник заполнял плоскость сложнейшим переплетающимся узором — арабеской. Первоначально в нем преобладали растительные мотивы, позднее — геометрический орнамент, построенный на сочетании многоугольников и многолучевых звезд. Декором нередко служили изречения из Корана, начертанные строгим и изысканным арабским шрифтом. Каллиграфия на всем средневековом Востоке в те времена расценивалась как искусство, занимая в ряду других его видов почетное место. Поистине безграничной была фантазия мастеров — создателей бесчисленных комбинаций великолепного орнаментального узора, тончайшим кружевом покрывавших стены и своды зданий.

Прикладное искусство
С наибольшей выразительностью красота орнамента раскрылась в произведениях прикладного искусства, игравшего в художественной культуре всех народов средневекового Востока исключительно важную роль. Экономической базой для этого служило интенсивное развитие ремесла. В области прикладного искусства средневековые мастера Сирии, Ирака, Египта создали превосходные художественные произведения, и сейчас пленяющие неисчерпаемым декоративным воображением, безупречным вкусом и совершенным мастерством. Это керамические изделия, расписанные люстром, то есть особым красочным составом, который в результате вторичного восстановительного обжига придавал изделиям металлический золотистый отблеск различных оттенков, драгоценные ткани, от тончайших муслинов до тяжелой, затканной золотом парчи, резьба по дереву и слоновой кости, изделия из металла, поверхность которых покрыта чеканным, гравированным или инкрустированным орнаментом, художественное стекло тончайшей работы.

Источник: www.vernisag.com.ua

 
Форум » Уроки_статьи » Искусство разных стран » Арабский халифат
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024