Шалапугина Елена
Понедельник, 29.04.2024, 02:20
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Художники, ссылки на сайты » Художники » Казимира Малевича - «Чёрный квадрат»
Казимира Малевича - «Чёрный квадрат»
valj24-04Дата: Пятница, 03.04.2009, 19:26 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
Секрет Чёрного квадрата Казимира Малевича

19 декабря 1915 года на «Последней футуристической выставке картин 0,10», которая открылась в Петрограде, публике были представлены 39 картин Казимира Малевича. На самом видном месте, в так называемом «красном углу», куда обычно помещают иконы, висела картина «Чёрный квадрат». Выступивший на выставке Казимир Малевич объявил о наступлении нового живописного реализма – супрематизма. Термином «супрематизм» (от латинского supremus – высочайший, преодолевающий) Малевич назвал высший и последний этап искусства, суть которого заключается в выходе за традиционные рамки, за пределы видимого, умопостигаемого мира.

Совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать чёрный квадрат и поместить его на белый фон. Квадрат – самая элементарная геометрическая фигура, чёрный и белый – самые элементарные цвета. Наверное, любой человек может нарисовать такое. Но вот загадка: «Чёрный квадрат» – самая знаменитая картина в мире. Она будоражит умы миллионов людей, вызывает бурные споры, притягивает к себе массу исследователей и любителей живописи. Почему это происходит? До сих пор ответ на этот вопрос был не найден.

Многие исследователи пытались разгадать тайну «Чёрного квадрата». К каким выводам они пришли? Их множество. Вот пять основных.

«Чёрный квадрат» это:

1. Мрачное и абсолютно непонятное откровение гениального художника.
2. Образец убогости, полной безвыходности, отчаяния от своей бездарности.
3. Искусственно раздутый фетиш, за которым нет никакой тайны.
4. Акт самоутверждения сатанинского начала
5. Иудейский символ.

К сожалению, ни один из исследователей не пошел дальше поверхностного осмысления картины. Они видели только то, что лежало на поверхности картины, то есть только чёрный квадрат.

Сам Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина сделана им под воздействием бессознательного, а точнее – под воздействием «космического сознания». Следовательно, и картину нужно воспринимать не сознанием, а подсознанием. «Чёрный квадрат» – не просто картина, «Чёрный квадрат» – это символ космического сознания.

Все исследователи не приняли в расчёт простейшую истину, а именно – закон начертательной геометрии, который гласит так: на плоскости реально можно отобразить только плоскость. Картина является плоскостью – значит, на ней реально можно изобразить только плоскую фигуру: квадрат. Люди со слаборазвитым воображением и видят в «Чёрном квадрате» только квадрат, и ничего более. Но ведь Малевич всем дал ясно понять, что это не просто чёрный квадрат, а супрематический чёрный квадрат. То есть при рассмотрении этой картины следует выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого.

Выйдите за пределы видимого, и вы поймете, что перед вами не чёрный квадрат, а разноцветный куб. В этом и заключается секрет знаменитой картины. Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно коротко сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объёмно и во всём разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Чёрного квадрата», но им не хватало воображения, чтобы сделать последний шаг к осмыслению гениального полотна.
Давайте вместе сделаем этот последний шаг. Посмотрите на картину. Перед вашими глазами чёрный квадрат. Плоская одноцветная фигура. Но, быть может, это передняя сторона разноцветного куба? Ведь мы знаем, что, если строго фронтально глядеть на объемный предмет, может сложиться ложное впечатление о его плоскости. Сместите точку зрения. Выйдите за пределы видимого. Попытайтесь космическим зрением увидеть верхнюю сторону куба. Если у вас получилось, вы увидите, что верхняя сторона – голубого цвета. Она символизирует собой небо и высоту. Теперь обратим взгляд на нижнюю сторону куба. Эта сторона – зеленого цвета. Зеленый – цвет весны, природы и юности. Если вы сумели увидеть верхнюю и нижнюю стороны куба, разглядеть боковые стороны будет уже проще. Две боковые стороны куба – жёлтого и красного цветов. Правая сторона – жёлтого цвета, цвета солнца и лета. Левая сторона – красного цвета, цвета огня, тепла и любви. Самое сложное – увидеть обратную сторону куба. Для этого недостаточно взглянуть чуть выше, чуть ниже или чуть со стороны. Для этого мы должны мысленно переместиться на противоположную сторону. Мы должны поменять свою точку зрения на 180 градусов. Если это получится, то за передней чёрной стороной мы увидим заднюю белую сторону. Белый – цвет мудрости, правды и чистоты. Чёрный – цвет смерти, зла и пустоты.

Чёрный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в чёрном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за чёрным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

«Чёрный квадрат» - не картина в общеизвестном понимании этого слова. «Чёрный квадрат» - зашифрованное послание великого не художника, а философа Казимира Малевича. Поняв истинную суть этого послания, этой формулы гармонии, вы сможете по-другому взглянуть на окружающий вас мир. Смотрите на всё с разных точек зрения, и вам откроется вся прелесть РАЗНОЦВЕТНОГО мира.

 
valj24-04Дата: Пятница, 03.04.2009, 19:26 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
Красный квадрат

«Красный квадрат» — картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году. Назван на обороте «Женщина в двух измерениях». Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата.

Экспонировался на выставке 1915 года. В каталоге выставки 1915 года он получил второе название — «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях».

Отмечено, что «Красный квадрат», как и «Чёрный квадрат», обладает тем свойством, что площадь белого фона равна площади закрашенного квадрата. (площадь белого фона не равна площади закрашеного ни в черном квадрате, ни в красном) В настоящее время находится в Русском музее.
Смысл картины
В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции».

Ксана Бланк связывает супрематизм Малевича с творчеством Льва Толстого. В частности, В рассказе Толстого «Записки сумасшедшего» описывается комната, где Фёдор начинает испытывать смертельную тоску: «Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой — красной». То есть, красный квадрат на белом фоне является, по сути, символом тоски. Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Чёрного квадрата», что «квадрат — чувство, белое пространство — пустота за этим чувством». Ксана Бланк приходит к выводу, что, как и в рассказе Толстого, красный квадрат на белом фоне графически изображает страх смерти и пустоты.

 
valj24-04Дата: Пятница, 03.04.2009, 19:27 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
«Чёрный квадрат» (1915) — самая известная картина Казимира Малевича


«Чёрный квадрат» (1915) — самая известная картина Казимира Малевича.

Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров. На нём изображён чёрный квадрат на белом фоне.
История картины

Картина была написана Малевичем летом и осенью 1915 года[1]. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев.

Картина была выставлена на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Черный квадрат».

Впоследствии Малевич написал несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Достоверно известно, что в период с 1915 по начало 1930-х годов Малевич создал четыре варианта «Чёрного Квадрата», которые различаются рисунком, фактурой и цветом. Один из «Квадратов», хотя и датирован автором 1913-м годом, принято относить к рубежу 1920-х-1930-х годов. Им были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и «Белый квадрат» («Супрематическая композиция» — «Белое на белом») — один.

«Квадрат» сыграл свою роль в оформлении похорон Малевича в 1935 году. Во время похорон на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте был установлен супрематический саркофаг, а над могилой (близ деревни Немчиновки) был поставлен деревянный куб с изображением чёрного квадрата. Вскоре могила была уничтожена.

История написания картины:с «Квадратом»

По утверждениям самого художника, «Квадрат» занимал центральное место в его творчестве. «Я долгое время не мог ни есть, ни спать» — говорил Малевич, — «и сам не понимал, что такое сделал».

Существует версия, что на появление «Квадрата» повлияла смерть от тифа единственного сына Малевича Анатолия в октябре 1915 года.

Другая версия состоит в том, что картина была написана позже, к выставке — поскольку огромный зал надо было чем-то заполнить. Эта интерпретация основана на письме одного из организаторов выставки Малевичу:

Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только[1].

Изначально знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: черный квадрат вместо солнечного круга. Это была знаменитая декорация к пятой сцене 1-го действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделенный на две области: черную и белую[2]. Затем из декораций этот квадрат перекочевал в станковое произведение.

Интерпретации

Непосредственная реакция критики

«Правая» художественная критика восприняла «Чёрный квадрат» как вызывающий антихристианский жест. Крупнейший на тот момент художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал сразу после выставки:

Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны.

«Левая» критика поняла «Квадрат» так же, но реагировала на это восторженно.

Известно, что Михаил Гершензон держал одну из копий «Квадрата» у себя в кабинете над столом.

Интерпретации автора

Сам Малевич в своих лекциях об искусстве называл «Квадрат» «Царственным Младенцем», тем самым сближая «Квадрат» с изображением Христа.

В витебский период творчества интерпретация «Квадрата» изменилась. В листке УНОВИС № 1, вышедшего в Витебске 20 ноября 1920 года, говорилось:

Ниспровержение старого мира искусства да будет вычертано на ваших ладонях. Носите чёрный квадрат как знак мировой экономии.

Позднейшие интерпретации «Квадрата»

В дальнейшем некоторые исследователи связывали «Квадрат» с еврейскими мотивами в творчестве Малевича.

Леонид Кацис в работе Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд возводит «Чёрный квадрат» к тфилину:

Зададим себе вопрос: "Что могло значить выражение «черный квадрат на черном фоне», «черный квадрат на белом фоне» и т. п. для молодых витебских художников-евреев, проживших всю свою жизнь в еврейской провинции? Как должны были они воспринимать этот предмет (и предмет ли это?), если сами они писали: «Носите черный квадрат…»? Никак не менее 5 раз в неделю видели они, если не использовали сами, именно предмет, который представляет собой «черный куб на черном квадратном фоне». Это тфилин — ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве. Понятно, что черный куб на черном фоне и даст нам искомый «черный квадрат на черном фоне».

Тот же автор фиксирует факт ношения «чёрных квадратов» некоторыми участниками супрематистского движения.

«Квадрат» временами противопоставляют т. н. «белому дракону», чистому листу без рисунка, имеющему символическое значение в даосизме.

«Чёрный квадрат» в литературе

Виктор Пелевин в своём романе «Священная книга оборотня» пишет от лица главной героини:

…я яростно рванулась к черному квадрату свободы, в котором уже горели первые звезды. Забегая вперед, хочу сказать, что именно этот опыт помог мне впоследствии понять картину Казимира Малевича «Черный Квадрат». Я бы только дорисовала на нем несколько крохотных сине-белых точек. Однако Малевич, хоть и называл себя супрематистом, был верен правде жизни — света в российском небе чаще всего нет. И душе не остается ничего иного, кроме как производить невидимые звезды из себя самой — таков смысл полотна.

Последние экспозиции

На знаковой выставке 2004 года в варшавской галерее «Захента» «Варшава — Москва, 1900—2000», где выставлялись более 300 картин, скульптур, инсталляций (в частности, много картин русского авангарда) «Квадрат» из Третьяковской галереи был представлен в качестве центрального экспоната выставки. При этом он был вывешен в «красном углу», как на выставке «0.10».

В 2005 году на выставке. графики современных художников из стран Центральной и Восточной Европы «Смысл жизни — смысл искусства» (в России была представлена в Третьяковской галерее с 8 ноября — 4 декабря) экспонировался рисунок словенской арт-группы «IRWIN» — «Три иконы», где черный квадрат Малевича висит в красном углу. Тот же черный квадрат появляется в рисунках Эрика Булатова и Леонида Сокова.

Интересный факты
В настоящее время в России находятся четыре «Чёрных квадрата»: в Москве и Санкт-Петербурге ровно по два «Квадрата»: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. Одно из полотен принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который его приобрел у Инкомбанка 2002 году за 1 миллион долларов США (32 миллиона рублей) и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж.
Один из «Чёрных квадратов», написанный в 1923 году, является частью триптиха, в который также входят «Чёрный крест» и «Чёрный круг»

 
Форум » Художники, ссылки на сайты » Художники » Казимира Малевича - «Чёрный квадрат»
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024