Шалапугина Елена
Суббота, 27.04.2024, 04:51
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уроки_статьи » Статьи » Палеолит
Палеолит
valj24-04Дата: Пятница, 17.04.2009, 02:13 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
Древнейший этап развития первобытной культуры — эпоха палеолита (древнекаменный век, приблизительно 40—12 тысячелетия до н. э.), когда, согласно данным археологии, появились все виды изобразительных искусств. Их памятники в большом количестве найдены в Европе, в Южной Азии и Северной Африке. Выдающееся место в это время занимают росписи на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротах. В них наиболее ярко проявилась творческая одаренность человека на заре его жизни.

После отступления ледника на север в Европе установился умеренный климат, благоприятный для развития человека. Не имея постоянных жилищ, люди ютились в расселинах скал и пещерах, одевались в шкуры животных, знали огонь, заботились о погребении сородичей. Древние охотники были наделены огромной энергией и отвагой. Основным содержанием их жизни являлась жестокая и упорная борьба с противостоящими грозными и неведомыми силами природы. Она поглощала сознание коллектива, воспитывала настойчивость, она становилась основной темой искусства, котором преобладали изображения диких зверей — объекта охоты. Изучение характера животного, его повадок представляло практический интерес. Хищный зверь — источник жизни человека, владел его творческим воображением. Отсюда зоркость наблюдения, непосредственная яркость эмоций, которыми отмечены произведения палеолита.

Ранние рисунки примитивны; это контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещера Ла-Ферраси во Франции), человеческой руки, обведенной краской. Позже в рисунках и живописи на стенах и потолках пещер проходит весь мир животных каменного зека: исполинские олени с ветвистыми рогами, табуны диких коней, напуганных ланей, косматых зубров и медведей, грузных бизонов, могучих мамонтов. Монументальные изображения наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь, белая известь. Изредка изображения исполнялись в технике рельефа.

Высшего расцвета искусство эпохи палеолита достигает в мадленский период (25—12 тысячелетия до н. э.): В наскальных росписях и рисунках образ зверя приобретает конкретные черты. Появилась точность формы, уверенность и экспрессивность линий, умение выделить из множества наблюдений главное. Животные изображаются в разнообразных положениях, в движениях, пронизывающих тело, в стремительном беге, в борьбе, в живых поворотах. Художник подмечает ритмические повторы и изгибы линий, симметрию в расположении частей.

В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. Фигуры животных передаются крупными пятнами двумя-тремя красками; с помощью изменения силы тонов моделируются объемные формы.

Замечательные росписи этого периода найдены во Франции в пещерах Фон де Гом и в Северной Испании на потолке Альтамирской пещеры. Они отмечены чувством могучей стихийной силы жизни зверей. Первобытного человека интересует не только внешний вид животного, но и его характер, повадки, различные состояния.

Поражает большое разнообразие решения одной и той же темы, мастерская передача моментальных движений животного, поз, полных напряжения. Таковы экспрессивные изображения бизонов, бегущих, раненых, умирающих, готовящихся к схватке (Альтамира) (илл. 1), чутких, настороженных северных оленей (Фон де Гом).
В мадленское время встречаются большей частью единичные изображения животных почти в натуральную величину. Но они не связаны действием в единую композицию. Однако к этому же времени относятся зачатки более сложных решений: например, на костяной пластинке из грота Мэрии в Тейжа (Франция) передано с помощью гравировки движение целого стада оленей; полностью изображены только крайние фигуры животных, все стадо дано обобщенно в виде перспективно уменьшающихся голов, рогов и прямых палочек ног. Впервые рождается впечатление множественности.

На камне из пещеры Лимейль (Франция) (илл. 3) дан не только образ стада, но и запечатлены повадки каждого оленя. В костяной пластике из грота Лортэ (Франция) показаны олени, переплывающие реку. Небольшая поверхность украшенного гравировкой предмета заставила думать о композиционном расположении фигур на плоскости, делается попытка воспроизвести пейзажную среду — река обозначена условным изображением плавающих между ногами оленей рыб. В произведениях такого рода можно найти зачатки декоративно-прикладного искусства.

В эпоху верхнего палеолита развивается резьба на камне, кости, дереве, а также круглая пластика. Древнейшие статуэтки животных — медведей, львов, лошадей — отличаются точным воспроизведением основных объемов, фактуры шерсти и т. д. С культом «прародительницы» и «владычицы стихии» связаны изображения тучных обнаженных женщин, иронически названных «Венерами» (статуэтка из Виллендорфа, Австрия) (илл. 2). В период матриархата женщине, хозяйке жилища и хранительнице домашнего очага, принадлежало главное место в общественной жизни. Художник подчеркивал в ее образе черты матери, воплощая в ней единство родового коллектива, то, что имело тогда важное значение. Массивные тяжеловесные женские статуэтки наделены пластической выразительностью и монументальностью. В фигурах с повышенной экспрессивностью выявлены градации объемов, их ритмическое чередование.

В своей основе искусство палеолита наивно реалистично. В этом проявились его сила и слабость. Ему свойственны могучее стихийное чувство жизни, мужественность и простота. В то же время его отличает известная узость содержания, младенческая примитивность чувств и сознания, развивающегося в непосредственной слитности с ограниченной практической деятельностью. Человек не познал еще самого себя и чаще всего обращался к животному. Не случайно в первобытных «Венерах» черты человеческого лица не изображались, внимание сосредоточивалось на биологических особенностях тела. В отношении человека к миру преобладало инстинктивное начало, его разум только пробуждался, а жизненные наблюдения сочетались с фантастикой, магией. Проявляя зоркость по отношению к отдельным предметам, первобытный человек еще не мог охватить цельную картину мира, обобщить и связать явления между собой и природой. Он не владел композицией, не давал развернутого сюжета, не чувствовал пространства.


Источник: www.vernisag.com.ua

 
Форум » Уроки_статьи » Статьи » Палеолит
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024