Шалапугина Елена
Понедельник, 06.05.2024, 09:28
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уроки_статьи » Статьи » Барокко
Барокко
valj24-04Дата: Пятница, 03.04.2009, 19:17 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline


Слово "барокко" итальянского происхождения, буквально означает "странный", "причудливый". Такое название весьма соответствует особенностям основного стилистического направления в европейском искусстве с конца 16 века - середины 18 века. В истории искусства 19 и особенно 20 века термином "барокко" начинают обозначать все европейское искусство 17 - 18 веков.
Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где работали крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др.
Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Ему свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств; одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.
В живописи барокко характеризуется динамизмом, «плотскостью» и пышностью форм. Человек этой эпохи отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством – всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина Барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен – от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.
Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности. В этот период наблюдается расцвет архитектуры, выразившийся в создании грандиозных городских ансамблей и дворцово-парковых комплексов (Собор и площадь святого Петра в Риме, образованная колоннадой Бернини (1657 - 1663 гг)). Основополагающей чертой барокко можно считать его стремление к синтезу искусств, объединению в один ансамбль архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства.
В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического или аллегорического характера. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.
Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность. Теперь внимание художников обращено не на профиль рисунка, а на красочную массу, яркие глубокие цвета. Уделялось очень много внимания деталям. Увлечение деталями было так велико, что когда Караваджо поместил на одной из своих картин бутылку из-под воды и вазу с цветами, то это новшество вызвало бурю восторга.
Характерная черта живописи барокко заключается в том, что она стремилась обрывать и разрушать правильные линии. В области архитектуры предпочтение отдавалось витым колоннам и крышам, пышной драпировке. Точно так же и на картинах фигурам придавали витую форму спиральной линии. Только изредка они изображались спокойно лежащими или стоящими. Движение рук и ног должно придать силуэту форму линии, похожей на латинскую букву S.
Барокко способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями.Свет играл большую роль. Теперь он стал фактором, разбивающим форму и определяющим композицию. Предпочтение отдавалось резкому контрасту между темным и светлым, между ночью и днем. Темен – фон. Этим обьясняется, между прочим, почему фигуры на картинах эпохи барокко очень редко бывают с непокрытой головой. Шатеновые волосы выступали бы слишком неярко на коричневом фоне. Нужна некоторая красочная ценность, чтобы головы отчетливо выделялись на темном фоне. Вот почему женщины носят обыкновенно пестрые головные платки, а мужчины - светлые меховые шапки и широкополые шляпы с пестрыми развевающимися перьями.
За пределами Италии стиль барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным. У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг.).
В каждой стране искусство барокко подпитывалось местными традициями. В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско; в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием барокко. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви.
В 17-18 веках барокко интенсивно распространяется в Латинской Америке, порождая наиболее декоративно-пышный вариант в мексиканском «ультрабарокко», а также в Восточной Европе, в том числе в Белоруссии и на Украине.В русской архитектуре стиль существует первоначально в виде так называемого «нарышкинского барокко», где западноевропейские орнаментальные приемы накладываются на средневековую структуру; начиная же с эпохи петровских реформ все чаще строятся церковные и светские здания чисто новоевропейского типа, высшим образцом которых являются празднично-мажорные творения В. Растрелли.
В первой половине 18 века — отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный феномен — складывается стиль рококо. Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко критике за «вычурность» и «безвкусие» (сам термин изначально нес негативный оттенок). Сходя на нет, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве 19 века).
 
Форум » Уроки_статьи » Статьи » Барокко
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024