Шалапугина Елена
Понедельник, 29.04.2024, 11:41
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уроки_статьи » Уроки » Уроки рисования
Уроки рисования
valj24-04Дата: Пятница, 03.04.2009, 18:46 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
Уроки рисования
Для детей и всех, кто хочет научиться рисовать
Урок первый. Упражнения с карандашом

По своему опыту преподавания в изостудии могу сказать, что многие начинающие ученики скептически относятся к подобным упражнениям. И это вполне понятно - сознание живописца полно ярких образов, картин, которые хочется поскорее выразить на бумаге. И здесь основным препятствием становится "неподчинение" кисти, карандаша, когда образ, такой четкий в представлении, на бумаге выглядит весьма далеким от задуманного. Первый шаг на пути к преодолению этого - тренировка координации, глазомера, мелкой моторики рук, чему и служат следующие задания.

Карандаш держите свободно, не зажимая и рисуйте линии, едва касаясь карандашом бумаги.

Упражнение первое. Возьмите альбом или лист бумаги альбомного размера, простой карандаш ТМ или НВ и легкими линиями, без линейки, разделите лист на четыре части.

В первом прямоугольнике вы проводите вертикальные линии, заполняя постепенно весь прямоугольник, стараясь, чтбы линии были как можно ближе друг к другу. Линии необходимо проводить не отрывая карандаша от бумаги. Во втором прямоугольнике проводите горизонтальные линии, также заполняя все пространство. В третьем и четвертом то же самое, только с наклоном линий как показано на рисунке. Старайтесь ластиком не пользоваться, а выполнить упражнение не спеша, аккуратно, со старанием и терпением. Не огорчайтесь сильно, если в первый раз что-то не получится. Слегка потренируйтесь и ваша рука будет вас слушаться.

Второе упражнение. Если вы успешно справились с первым упражнением, переверните лист и снова разделите его на четыре части. Теперь в прямоугольниках вы нарисуете простейшие геометрические фигуры - старайтесь, чтобы они были одной высоты и ширины.

Чем больше вы нарисуете треугольников, квадратов, ромбов, кругов (и все они будут одинакового размера) - тем лучше вы справились с заданием.

 
valj24-04Дата: Пятница, 03.04.2009, 18:46 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
Уроки рисования
Урок третий. Особенности постановки натюрморта

Натюрморт для начинающих легче, чем, например, портрет или пейзаж. Предмет в натюрморте неподвижен, его форму легче понять и передать в рисунке. В этой работе начинающий лучше усвоит самые основы рисунка, без которых рисовать более сложные объекты, например, фигуру человека, будет совершенно непосильно.

Чтобы работа была интересной, необходимо выбрать интересную группу предметов. Самые красивые группы предметов нужно искать в окружающей действительности. Это могут быть самые разнообразные по своему содержанию группы: посуда на столе, уголок кухни, группа предметов на дворе. Красота таких групп заключается в их жизненности, в том, что они имеют смысл и содержание. Простота и обыденность изображаемого объекта оставляют большой простор для творчества. Эти натюрморты можно рисовать такими, какими их удалось увидеть. Можно внести и некоторые поправки. Но чаще всего, в особенности для длительной работы, группу предметов приходится «ставить», т.е. находить нужные предметы и самому составлять их, комбинируя из них натюрморт. Ставить натюрморт нужно просто, естественно располагая предметы в пространстве в глубину. Предметы бывают высокие или низкие, про которые мы говорим «стоят» или «лежат» (кувшин – стоит, яблоко – лежит).

Не собирайте предмету в одну кучу и не расставляйте их в ряд. Не надо также ставить высокие предметы только на заднем плане. Их можно поставить и впереди, но так, чтобы задний план был в достаточной мере виден. Отдельные предметы могут быть частично загорожены другими, как это часто приходится наблюдать в жизни.

Вначале следует избегать трудных и сложных комбинаций, поэтому при постановке натюрморта нужно соблюдать следующие правила:
натюрморт должен быть помещен так, чтобы нижние части предметов (основания) и их расположение на столе были бы видны. Для этого группу надо поставить ниже уровня глаз.
натюрморт должен помещаться на каком-либо фоне. Фон лучше всего гладкий, спокойный и не темный – стена, картон, ткань без складок и т.п.
подбирая предметы надо учитывать, насколько трудно будет их рисовать. Более трудными надо считать предметы, форма которых раздроблена мелкими деталями, украшениями и трудно воспринимается по конструкции.

К трудным можно отнести и блестящие предметы – металлические, покрытые глазурью, а также складки на материи. Каждая складка имеет форму, объем, разобраться в них начинающему трудно и поэтому вначале вводить в натюрморт ткани со складками не нужно. Трудно будет изображать крупные предметы с гладкими поверхностями (вазу, кувшин) рядом с мелкими предметами.

Приступая к рисованию, вы каждый раз должны вначале представить себе, как будет выглядеть рисунок – как расположится на бумаге вся группа, весь натюрморт вместе, чтобы он не «упирался» в края бумаги. При помощи «видоискателя» (вырезанного из плотной бумаги прямоугольного «окошка») необходимо найти оптимальный вариант.

Задача заключается в том, чтобы по-возможности ближе к натуре изобразить натюрморт, или предмет, стоящий перед глазами. Необходимо стремиться как можно ближе подойти к изображению предмета как такового (форма, цвет, поверхность, детали, светлые и темные места, блики, тень, полутона). Однако нужно писать не предмет отдельно, а пространство в целом как основную тему натюрморта.

Рисующий, наблюдая предметы, смотрит на них с определенной точки зрения, и они предстают его взору в строго определенном виде, обусловленном законом перспективы. Совершенно ясно, что изображая натюрморт, необходимо все составляющие его предметы и другие элементы (расстояния, промежутки, фон) подчинить этой одной, установленной для рисунка точке зрения.

Кроме того, предметы в натюрморты связаны между собой и освещением – одинаковыми условиями освещения для всех предметов: в натуре устанавливается определенное, вполне закономерное распределение света, тени, полутонов, освещенности отдельных частей натюрморта.

 
valj24-04Дата: Пятница, 03.04.2009, 18:46 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
Уроки рисования
Урок четвертый. Чувство формы и линии

Начинающие художники, как правило, увлекаются копированием. Ничего плохого в этом нет, главное, чтобы чтобы копирование с иллюстраций, репродукций не велось «на глаз», а со знанием изобразительной грамоты, какую форму, пропорции, объем имеет тот или иной копируемый предмет, фигура, орнамент.

Когда вы рисуете с натуры, перед вами стоит задача передать объем предмета в пространстве. Для этого любое прикосновение карандаша к бумаге должно быть обосновано пониманием строения формы, законов светотени, перспективы, анатомии. При регулярном занятии рисованием накапливается опыт, знания, умение смотреть на натуру, ставить перед собой задачу и, совершенствуясь, двигаться вперед. Сознательное копирование в процессе обучения рисунку играет большую роль. Хороший рисунок – будь то натюрморт, портрет, пейзаж и т.д. – служит необходимым и незаменимым пособием для рисующего.

Копирование работ выдающихся художников всегда благотворно сказывается на понимании законов живописи и приносит большую пользу рисующему.

Всякий предмет имеет три измерения: длину, ширину и высоту. Под объемом следует понимать его трехмерную величину, ограниченную поверхностями, под формой – наружный вид, внешние очертания предмета. Изобразительное искусство в основном имеет дело с объемной формой, поэтому в рисовании необходимо чувствовать ее, подчинять ей все способы и приемы выполнения рисунка. Даже при рисовании простейших фигур необходимо развивать в себе чувство формы.

Для лучшего понимания формы в целом, прежде чем приступить к рисунку, необходимо рассмотреть натуру с различных сторон. Рисуя, например, куб, нельзя изображать видимые его стороны без учета сторон, скрытых от обзора. Не представляя их, невозможно нарисовать правильно куб. Без ощущения всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться односторонними.

Под конструкцией, или строением предмета, следует подразумевать взаимное расположение и связь его частей. Понятие конструкции свойственно всем существующим предметам, созданным природой или руками человека, начиная с простейших предметов быта и заканчивая сложными формами органического мира. Художник не должен видеть окружающую действительность только в случайном светотеневом состоянии. Ему необходимо уметь находить закономерность в строении предметов. Эта способность развивается постепенно в процессе рисования с натуры. Изучение геометрических тел и предметов, близких к ним по своей форме, а затем и предметов, более сложных по своему строению, обязывает рисующих более сознательно относиться к рисованию, выявлять характер конструкции и назначение изображаемой натуры.

Линия, или черта, проведенная на листе, является одним из основных элементов рисунка. В зависимости от назначения она может иметь различный характер. Она может быть плоской, однообразной, по существу ничего не выражающей. В таком виде она имеет вспомогательное назначение (разметка на листе рисунка, набросок, обозначение пропорций).

Начинающие рисовальщики, не понимая, что линия в рисунке есть итог сложной работы над формой, обычно прибегают к плоской, условной и однообразной линии. Такая линия с одинаковым безразличием очерчивает края предметов, не передавая ни формы, ни света, ни пространства. Начинающие зачастую обращают внимание прежде всего на наружные очертания предмета, стараясь механически скопировать его, чтобы затем заполнить контур случайными пятнами света и тени. Но у плоскостной линии в искусстве есть свое назначение. Она применяется в декоративно-живописных работах, в стенных росписях, мозаиках, витражах, станковой и книжной графике, плакате – во всех изображениях плоскостного характера, где изображение увязывается с определенной плоскостью стены, стекла, потолка, бумаги и т.д. Здесь эта линия дает возможность обобщенно передать изображение.

Глубокое различие между плоскостной и пространственной линиями необходимо усвоить с самого начала для того, чтобы в дальнейшем не получилось смешения этих различных элементов рисунка.

 
valj24-04Дата: Пятница, 03.04.2009, 18:47 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
Уроки рисования
Урок пятый. Рисуем натюрморт

Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию.

Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать, начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно.

Начинают с наброска всей группы – ее нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. В этой работе вы встретитесь с задачей установить правильные соотношения размеров предметов. Рассмотрим все по порядку.
Чтобы нарисовать что-либо на листе бумаги вначале надо построить изображение. Этим закладывается своеобразный фундамент для всего рисунка. Когда натюрморт построен в основном, необходимо уточнить пропорции предметов, их расположение и связи в группе.

Прежде всего надо понять, что основная задача – изобразить форму предметов. Часто многие этого не понимают и считают, что если срисовать только контур предмета, то рисунок передаст и форму. На самом деле это не так.

Обрисовывая контур, можно совершенно упустить саму форму предмета и его объем. Обычно так и получается. Линия, как согнутая проволока, огибает предмет, а в середине, где он должен быть – пусто. Кроме того, задача срисовать контур очень сложна, значительно более сложна, чем нарисовать сам предмет. В результате может получиться, что левая и правая стороны будут в чем-то отличаться одна от другой. Правильнее делать таким образом, чтобы контур получился в результате рисования формы.

Если перед вами, например, кувшин, то вначале рисуется общий его набросок, который определит место предмета в листе и установит основные его пропорции. Прямыми упрощенными линиями очерчиваете предмет, устанавливая его ширину при помощи осевой линии, которая поможет вам в построении левой и правой сторон. По листу определяете высоту кувшина и других предметов в пропорциях по отношению к кувшину. Дно кувшина представляет собой круг, горлышко тоже имеет его в своей основе. Легкими движениями, в пределах первоначального наброска, наносим эти круги (конечно, сокращая их в перспективе). Проверьте, достаточно ли устойчиво на листе «стоит» кувшин, не «перекосился» ли он, не «падает» ли. Это легко проверить, сравнивая расположение частей, главным образом верха и низа.

Внимательно глядя на натуру, вы придаете рисунку характерную форму стоящего перед вами натюрморта. Построить – не значит вычертить. Предметы рисуют тонкими линиями. Не надо торопиться, не надо «хвататься» за первое впечатление – сначала нужно построить основное, все предметы целиком, соблюдая пропорции, высоту, ширину предметов, их связь между собой. Лишь после этого переходят к более мелким деталям и уточнению формы предметов.

Легко стирайте линии построения, чтобы не нарушить фактуру бумаги, так как если вы ее нарушите, то в дальнейшем будут трудности с наложением красочного слоя.

В самом начале работы с красками пройдите очень легко по всему листу, подбирая нужный цвет на палитре.

Не спешите, не берите нужный цвет в полную силу, а действуйте постепенно, накладывая его по всему натюрморту. Не старайтесь скрупулезно передавать и в рисунке и в красках все щербинки, черточки и случайные пятна.

Несколько полезных советов
Всматриваясь в натуру и свой рисунок, прищурьтесь и вы увидите, что многое обобщается и видны только тоновые цвета, которые вам необходимо передать в своем рисунке.
При работе краской накладывайте мазки по форме предмета, чаще отходите и смотрите на свою работу с расстояния.
Старайтесь выслушать и проанализировать любую добрую критику.
Не раскрашивайте одной краской предметы, которые рисуете. Внимательно вглядывайтесь и смешивайте, добавляйте к основному цвету другие цвета, присутствующие в данном предмете, иначе натюрморт будет не нарисован, а раскрашен.
Не стоит опускать руки, если первая попытка оказалась не совсем удачной. Повторите этот же натюрморт, только с другой точки зрения. Чем больше работ вы сделаете, тем лучше. Количество впрямую влияет на качество.
Работы, даже неудачные, не выбрасывайте, а складывайте в папку и через месяц-другой разложите их, внимательно проанализируйте и отберите наиболее, на ваш взгляд, удавшиеся.
Не останавливайтесь на достигнутом, с каждой работой усложняйте задачу, чередуя рисунок с живописью, работу с натуры с работой по памяти, по впечатлению.
Рисунки акварелью начинают выполнять сверху, предварительно приготовив на палитре нужного тона краски. Полусухой кистью можно снять излишек краски или высветлить нужное место, ведя ею снизу вверх. Рисунок акварелью выполняют, начиная со светлого. Цвета в акварели смешивают на палитре во влажном состоянии или вливая цвет в цвет на рисунке. Если рисовать краской по мокрой бумаге, то получим мягкие переходы из цвета в цвет. Неудачное место можно смыть водой, снимая излишек краски сухой кистью или губкой.

Нет и не может быть готовых рецептов для написания каждого из материалов натуры. Разница при передачи фактуры может быть выявлена и при широкой и при детальной манере письма, при гладкой и мазистой живописи, хотя приемы будут применены различные. Можно только рекомендовать класть мазки «по форме». Степень детализации может быть различной, но передача разной фактуры предметов остается одной из главных задач учебных постановок. Следует помнить, что все мелочи натуры перечислить невозможно, но наиболее существенные детали обогащают ее характеристику в живописном произведении.

 
Форум » Уроки_статьи » Уроки » Уроки рисования
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024