Шалапугина Елена
Пятница, 29.03.2024, 12:26
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уроки_статьи » Декоративно прикладное искусство » Жостовская роспись
Жостовская роспись
valj24-04Дата: Пятница, 03.04.2009, 18:54 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline

Жостовская роспись берет свое начало в XIX в. в деревне Жостово Московской области. Это особый тип лаковой росписи по металлу.
Основной мотив - яркий цветочный букет или гирлянда, который также может дополняться изображением птиц, веточек с ягодами или фруктов. Традиционная стилистика сочетается с авторским замыслом, импровизированным исполнением композиции. Цветы пишутся широким мазком обычно на черном, темно-синем или красном фоне, реже - для фона используются коричневые, зеленые, белые или золотистые цвета

Техника росписи.

Работа проходит поэтапно. Каждая стадия нанесения краски сопровождается длительной просушкой. Вначале поднос шпаклюется, шлифуется и покрывается грунтом на основе каолина и сажи в два слоя.

Следующий этап называется "подмалевок" или "замалёвок". Художник наносит масляной краской очертания цветов. На этой стадии определяется композиция и основной колорит работы. Для росписи используют широкие беличьи кисти. Потом поднос покрывают лаком и полируют.
Затем выполняется "тенёжка" - цветам придается объем за счет нанесения полупрозрачных теней цветом.
На следующем этапе - "прокладка" - тщательно прорисовываются цветы, добавляются детали, затем ставятся светлые блики ("бликовка").
Далее следует "чертёжка" - тонкой кистью художник наносит штрихи, прожилки, кружевные края цветов и листьев и "посадка семенцов" - изображает тычинки, семена в центре цветочных чашечек.
На этапе "привязка" цветы объедияются в цельную композицию и связываются с фоном - автор дорисовывает необходимые усики, стебельки.
Заключительный этап - "уборка" - украшение борта подноса тонким орнаментом - геометрическим или растительным. Подносу придается зеркальный блеск с помощью мелового порошка.

 
valj24-04Дата: Пятница, 03.04.2009, 18:57 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
Самым распространенным видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффектно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности. Чуть ,,утоленные" в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной "травки" окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон.

Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок (букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.). Фантазия мастеров дает удивительное разнообразие решений одного и того же мотива. Пишут букеты четко и компактно составленные, - так называемые "собранные", а также более легкие и свободные ,,букеты в раскидку", с широкими просветами красиво поблескивающего лакового фона - черного, золотистого, цветного.

Для жостовской росписи характерны и так называемые ландшафты, представлявшие собой чаще всего наивно-лубочную интерпретацию романтических пейзажей. Давая эффектные виды с экзотическими замками и руинами на берегах водоемов, причудливыми холмами и скалами, озаренными порой малиново-красным закатом, мастера стремились создать празднично-приподнятое декоративное изображение природы. В решении таких композиций большую роль играли и богатство фантазии, и ,,быстрота рук" мастера.

В сюжетных росписях изображаются главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: стремительно мчащиеся тройки с веселыми ездоками, торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д.

Во многих композициях явно чувствуется тенденция к более острому и непосредственному выражению авторами своего поэтического ощущения живой природы. Не случайно стали появляться такие образные названия вещей, как "Рассвет", ,,Розы и птицы" художника Графова, ,,Осенняя рапсодия", "Розы" Гончаровой, "Утро", "Хризантема" Кледова, "Русское поле" Кледовой , Осенний букет" Мажаева и т.д. Большинство из этих подносов вы можете увидеть в фотогалереи. Не случайно художник Лапшин говорит о жостовском букете, как о целом содружестве... "разных по формам, но одинаковых по душе цветов". В лучших жостовских работах цветы действительно имеют живую душу. Не менее интересно и плодотворно стремление написать полусказочные, подчеркнуто орнаментальные изображения. Был создан ряд очень своеобразных и интересных панно ("Фантазия" Графова, "Сказочное" Мажаева, "Цветы" Леткова), в которых яркие, по-особенному праздничные цветы словно явились из затейливой народной сказки. В последние годы эта тенденция к сказочности проявляется не так явно, хотя Графов и ныне имеет полное право говорить о "полуфантастичности" жостовских букетов, ибо все больше пишется цветов, которые не значатся ни в одном ботаническом атласе, а даже такие известные "героини" жостовского письма, как розы, все чаще даются в условном колорите (голубом, синем, золотом и т.д.), да и формы их все более активно перерабатываются виртуозной кистью и богатой фантазией мастеров. Причем реальность и сказочность, "правда и условность" переплетаются органично и неразрывно.

История жостовского промысла своеобразна. Она восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) -Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Наряду с табакерками и другими небольшими предметами портсигарами, кошельками, коробочками и другими, в 1830-1840-х годах в отдельных мастерских стали изготавливаться и подносы, овальные или круглые, орнаментированные довольно скромно - чаще всего лишь золотыми бордюрами. Материалом для них служило папье-маше. В середине и особенно во второй половине XIX века производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Подобно другим народным промыслам 1910 - е годы Жостово переживало кризис. Спрос на подносы упал, производство сокращалось. Мастера уходили в сельское хозяйство, в отхожие промыслы. Оставшиеся организовали в 1912 году в деревне Новосильцево Трудовую артель, но она скоро распалась. Лишь в 1920 - е годы с общим подъемом народного искусства и возрождением артелей во многих местностях возникли они и вокруг Жостова, а в 1928 году объединились в одну - "Металлоподнос", с 1960 года переименованную в существующую и поныне Жостовскую фабрику декоративной росписи. 1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостова. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники Жостова понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, умели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастрества. 1960 - е годы открыли новый этап в истории Жостова, продолжающийся и поныне. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельнми декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Сегодня декоративная живопись Жостова находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Но только несведущие в этом искусстве могут так заблуждаться. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие отразцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров. Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что свпособствует наследованию мастерства новыми поколениями, а значит, открывает пути дальнейшей жизни промысла.

 
Форум » Уроки_статьи » Декоративно прикладное искусство » Жостовская роспись
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024