На языке коренных жителей Индонезии «ba» - это ткань, «tic» - капля. Узоры на ткани – так можно перевести слово «батик». Искусство батика прекрасно и многогранно. Две с половиной тысячи лет мастера по всему миру создают подлинные шедевры, прекрасные творения рук человеческих.
В некоторых странах Юго-Восточной Азии искусство батика по праву считается национальным. Индонезия, Малайзия, Индия, Япония и Китай – страны-родоначальники изображения рисунка на ткани с использованием горячего воска.
В других странах, в том числе, европейских, к изготовлению батику относятся как к старинному изысканному ремеслу.
Велика ценность талантливо сделанной ручной работы. Батик пользуется огромным спросом, поэтому в Малайзии и Индонезии осуществляется государственная поддержка бизнес-проектов, связанных с созданием батика.
Ежегодно в мире проводятся разнообразные семинары, конференции, выставки, посвященные теме батика.
Древнее искусство переживает второе рождение, разрабатываются новые технологии, молодые художники охотно перенимают опыт мастеров прошлого и делают шаги к собственным открытиям.
Применение батика поистине безгранично. Сам процесс его создания помогает любому человеку ощутить себя вдохновенным творцом, исследующим свойства фактуры и цвета. Батик – это чудесный сюрприз, приятный подарок для каждой женщины.
Дети охотно учатся технике батика. Они приобретают полезные навыки рукоделья, их кругозор расширяется, развивается творческая фантазия. Люди с ограниченными возможностями видят в создании батика не только способ приятного досуга, но и бесценный опыт психологической и социальной реабилитации, а также средство заработка, обретения финансовой независимости.
Представители разных профессий с удовольствием осваивают приемы изготовления батика. Педагоги и художники, дизайнеры и психологи – для многих тысяч людей батик стал не просто любимым хобби, но и способом активной творческой самореализации.
Как хорошо известно, во многих странах Азии батик используется в национальной одежде. Ее носят и в повседневной жизни и в праздничные дни. Старый Свет учится у Азии, перенимая возможности прикладного применения батика. Во многих престижных магазинах продаются элегантные вещи, которые считаются прекрасным подарком для женщины. В России пока батик воспринимают либо как художественный объект, либо как изящный дизайнерский аксессуар.
Техника батика многообразна. Назовем горячий и холодный батик, свободную роспись, узелковый батик, прием «шибори» и штамповку. Работы, выполненные в трех первых техниках, ценятся особенно высоко за их уникальность. Другие способы изготовления батика предполагают возможность творческого эксперимента с цветовой гаммой. Цены на эти изделия доступны для большинства потенциальных покупателей. Многие художники предпочитают совмещать технические приемы, добиваясь при этом великолепных результатов.
Техника горячего батика предполагает использование резервирующей смеси, которая готовится из расплавленного пчелиного воска и парафина. Смесь наносят на ткань с помощью инструмента, похожего на ручку. Делается это для того, чтобы защитить участки ткани от попадания краски определенного цвета. Воск ограничивает область, на которую кладется краска и придает ей задуманную художником форму. После того, как работа с одним цветом завершена, весь цикл повторяется вновь – уже для следующего колора. Таким образом, краски наносятся поэтапно. Есть ряд интересных приемов, с помощью которых мастера добиваются любопытных выразительных эффектов. Например, для формирования широких полос используются строительные валики. Известен прием вытравка, когда специальные химические вещества используются для получения сложных цветов. Прием поливка отличается приятной непредсказуемостью, поскольку заранее невозможно предугадать, как именно ляжет на ткань расплавленный воск. Кракелюрами называются изящные миниатюрные узоры на ткани. Застывший воск специально надламывается, а краска, затекая в эти трещинки, создает прихотливый, изысканный орнамент.
Техника холодного батика в настоящее время очень распространена. Ее особенностью является использование для формирования контура рисунка особого резервирующего состава. Основа смеси – каучук. Раньше резерв наносили с помощью металлического инструмента, а сейчас прибегают к стеклянным трубочкам, которые различаются диаметром носика. Можно также сделать это, выдавливая резерв из тюбика. Кстати сейчас продается не только бесцветный состав. Цвета могут быть самыми разнообразными, включая серебряный и золотой.
Свободная роспись также очень популярна во всем мире. Работы, выполненные в этой технике, необыкновенно разнообразны. Индивидуальный почерк художника проявляется в свободной росписи в полной мере. От воздушных, парящих акварелей до четкой ясности рисунка – такова широчайшая палитра творческих достижений мастеров, предпочитающих эту технику.
Узелковый батик очень прост, но вместе с тем эффективен и необычен. Для получения оригинального рисунка используются камешки различного размера. Камешки завязываются в ткань и только после этого она окрашивается. Если камешки расположить без какой-либо системы, то рисунок получится очень прихотливый, даже хаотичный. Впрочем, выглядеть он может потрясающе красиво. Возможно и размещение камешков в некой последовательности. Тогда узор приобретет геометрию и станет более упорядоченным.
Техника «шибори» немного напоминает узелковый батик. Ткань необходимо сложить в задуманной последовательности, закрепить и затем окрасить. В итоге вы получите ткань с причудливыми узорами и разводами.
Штамповка – прием, позволяющий значительно экономить время. С помощью штамповки можно изготавливать очень красивые изделия, если, конечно, заранее тщательно обдумать цветовую гамму работы.
Источник