Как зафиксировать красители с помощью тепла Термофиксируемые красители и контуры можно закрепить, прогладив изделие утюгом. Связующие пигменты акрила надежно соединятся с волокнами ткани. Проглаживать шелк нужно с изнанки, либо через бумажную/хлопчатобумажную прокладку.
Советуем установить утюг в горячий режим и в течении двух минут динамично проглаживать изделие, не допуская излишнего нагрева какого-либо участка. Следите за линиями контура! Они покажут вам, правильно ли протекает процесс. Допустимы лишь минимальные выступы контура на лицевой стороне. С изнанки шелк должен быть идеально ровным.
Закрепляя большие, либо нестандартной формы изделия, целесообразнее пользоваться не утюгом, а духовкой. Для этого шелк неплотно сворачивают в небольшой рулон и помещают на чистый противень. Легкую ткань можно накрыть бумагой для выпечки. Затем проходит закрепление при температуре 140 градусов в течение примерно 10 минут.
Парофиксируемых красители отличаются от термозакрепляемых красок тем, что их можно разбавлять водой и смешивать, добиваясь необычных цветовых оттенков. То есть, по мере высыхания одного узора, вы сможете нанести новые краски и получить удивительные изобразительные эффекты. После того, как вы зафиксировали краски теплом или паром, изделие можно чистить, стирать и качество его останется неизменно высоким.
Дадим несколько советов, как правильно смешивать порошковые кислотные красители. Прежде всего, работайте в защитной маске. Чайную ложку красящего пигмента разбавьте в стакане горячей воды. Интенсивность цвета зависит от количества пигмента. Помешивайте смесь до полного растворения пигмента. Долейте холодной воды до 220 мл. и перелейте раствор в стеклянную банку с крышкой.
Если вы закрепляете изделие в микроволновке, то уксусную кислоту или столовый уксус нужно наносить на шелк во время работы.
Как правильно запарить и зафиксировать рисунок на шелке
Приобретать специальный прибор для фиксации узора целесообразно лишь в том случае, если вы намереваетесь профессионально заняться изготовлением изделий из батика. Или если у вас есть достаточное денег и много места, чтобы этот прибор разместить.
Начинающим художникам мы рекомендуем кустарный, но оттого не менее эффективный способ запаривания шелка. Для этого потребуется скороварка или пароварка. Можно купить весьма дешевую пароварку, из бамбука.
Альтернативой запариванию парофиксируемых красителей может быть применение фиксирующего раствора. На далеко не все красители можно закреплять с помощью таких фиксаторов, так что обязательно читайте инструкцию! Раствор нужно нанести на окрашенное и высушенное изделие. Иногда ткань полностью погружают в жидкий фиксатив, плавно перемещая изделие, а затем прополаскивают в прохладной воде для того, чтобы удалить раствор, остатки красителя и кристаллы соли.
Растворами других типов просто густо смачивают шелк, натянутый на раму. Изделие сохнет, а затем фиксатив с лишними красителями, водорастворимым контуром и ненужными солями смывается.
Учтите, что все жидкие фиксаторы немного смягчают цвет изделия. Попробуйте использовать эту особенность раствора в художественной росписи. Окрасьте фон изделия и закрепите его фиксативом, чтобы добиться более нежных оттенков цвета. Затем нанесите узоры сверху фона и закрепите вашу работу с помощью запаривания. Вас непременно порадуют яркие, сочные оттенки цвета.
Необычность солевых эффектов в создании батика
Хотим рассказать об одном из художественных приемов, позволяющих создавать неповторимые узоры на батике. Для воплощения ваших творческих фантазий используйте свойство сухой соли впитывать жидкие красители и краски. Причем соль может быть как самая обыкновенная, столовая, так и специальная, эффектарная. Обычная, поваренная и морская соли используются один раз, а эффектарная – дважды.
Итак, для создания чудесного «морозного» узора с помощью кристаллов соли разного размера, нужно рассыпать их по влажному шелку. Если ткань будет слишком сухая, то соль не впитает нужное количество красителя и узор получится мелковатый, напоминающие маленькие звездочки. А если шелк окажется переувлажнен, то соль просто отсыреет и узора не получится.
Экспериментируйте и добивайтесь красочных эффектов. Обратите внимание, что если соль рассыпана с промежутками, то узоры получатся более крупными и выразительными. Густой слой соли создаст выбеленные участки без существенных эффектов.
Кристаллы соли можно осторожно перемещать по шелку до его высыхания. Медленное движение гранул придаст узорам особенное своеобразие. Избегайте пользоваться феном для просушки изделия, поскольку ваши кристаллики могут распылиться по всему шелку.
Перед применением соли убедитесь, что контуры резерва высохли. Будьте аккуратны в работе и не допускайте, чтобы гранулы соли попали на участки, где узора быть не должно. Как правило, к созданию «морозных» солевых узоров мастера приступают после основного окрашивания изделия.
Перед закреплением росписи тщательно удалите с шелка всю соль, иначе в процессе запаривания могут возникнуть пятна. После закрепления теплом или паром, постирайте ваше изделие для полного удаления солевых остатков.
Наносим на шелк красители
Работайте круглыми кистями для акварели от 2 до 12 номера. Попытайтесь для начала создать на ткани полосы равной ширины. Можете попробовать такой прием: начинайте рисовать кончиком кисти, а затем постепенно увеличивайте нажим. Добавьте поперечные полосы. Обратите внимание на смешение красок, попробуйте взять под контроль образование красивых затеков по краям.
На формы узоров будут влиять множество факторов, в том числе и насыщенность шелка водой и расстояние между полосами красителей.
Как можно чаще промывайте кисти в воде, а затем протирайте их полотенцем.
Не стоит наносить краситель очень близко от резерва, пусть он сам дотечет до линии контура.
Есть некоторые общие правила о том, как накладывать краски. Расписывая простые участки среднего размера, начинайте с их центра, чтобы краска легла равномерно по всему рисунку. Если вы расписываете более сложные фигуры, то краситель нужно наносить от края узора. Краска будет неспешно течь по краям контура, постепенно окрашивая выбранный участок ткани.
Изящный эффект акварели
Ярким художественным эффектом при окрашивании батика могут стать разводы, похожие на акварельные. Они называются «затеки» и получаются после растекания красителя, когда края шелка окрашиваются плавно и нежно.
Водные затеки станут гармоничной частью вашей композиции. Они замечательно будут смотреться в пейзажных узорах, изображениях гор, деревьев, красочных растений с выразительными прожилками листьев и нарядных лепестков.
Создавать такие узоры непросто, много зависит от ваших навыков контролировать растекание красителей.
Для создания затеков лучше использовать парозакрепляемые красители. Их можно смешивать с водой, наносить последовательно и плавно перемещать по шелку.
Можно применять и красители, которые закрепляются с помощью тепла, но в этом случае узор должен быть создан в один прием, до того, как красители подсохнут.
Удачных вам творческих экспериментов!
Создание контура рисунка
Нанесение контура будущего рисунка на ткань с помощью специальных резервирующих составов – важнейший этап ручной художественной росписи. От того, насколько тщательно и аккуратно вы проведете контурную линию, зависит вид вашего изделия.
Назначение контура – ограничить участок распространения красителя. Существует несколько видом резервирующих составов: гутта (на основе латекса), разнообразные восковые смеси, акриловые и водорастворимые составы.
Как правило, контурные линии наносят на ткань прямо из тюбика или бутылочки с резервом. Иногда для изменения толщины линий используют специальные металлические насадки с отверстиями разных диаметров. Вообще толщина барьерной линии зависит от быстроты ее проведения и интенсивности сжатия тюбика. Вы можете провести контур той толщины, которая вам кажется подходящей. Никаких регламентов здесь не существует. Конечно, вам не удастся добиться того, чтобы все линии были абсолютны одинаковы. Да это и не нужно – лишь бы контур не выглядел небрежно.
Будьте очень внимательны при выборе цвета резервирующего состава. Следите за тем, чтобы он гармонировал с выбранными вами красителями.
Существуют три основных способа нанесения контурных линий на ткань.
1. Сначала подготовьте шаблон рисунка на кальке или бумаге. Эскиз нужно выполнять темным не очень толстым фломастером. Можно использовать отксерокопированные рисунки. Теперь поместите шаблон под раму с натянутым шелком таким образом, чтобы он был как можно ближе к ткани, но не касался ее. Внимательно смотрите на подложенный рисунок и постарайтесь как можно точнее обвести его резервирующим составом. Этот способ нанесения контурных линий наиболее распространен.
2. Если вы работаете с тяжелым непросвечивающим шелком, то лучше выполнить рисунок непосредственно на ткани. Для этого используются очень мягкие карандаши 4В, исчезающие или водорастворимые фломастеры. Важно, чтобы следы этих материалов можно было легко удались с ткани. Линии, нарисованные водорастворимыми фломастерами, необходимо смыть до начала росписи, иначе они могут помешать красителям распространяться по ткани.
Возьмите подготовленный эскиз, приложите к нему перевернутую раму с натянутой тканью и обведите все линии карандашом или фломастером. Затем поверните ткань лицевой стороной и нанесите контурные линии резервирующим составом. Заметьте, что изображение получилось зеркальным. Не забывайте это учитывать при подготовке шаблонов.
3. Опытные художники иногда рисуют узор на ткани резервирующей смесью, не используя бумажный эскиз. Таким образом, создаются действительно уникальные изделия.
При нанесении контурной линии необходимо следить за тем, чтобы резерв пропитал ткань насквозь, так как поверхностная линия не сможет эффективно удержать краску в границах нужного участка. Очень важно не допускать разрывов барьерной линии. Такое иногда случается, если вы проводите контур слишком быстро. Красители легко проникают через разрывы контура на другие области ткани и нарушают рисунок. Чтобы этого не случилось, после нанесения контурных линий внимательно рассмотрите натянутую на рамку ткань на просвет – так вы сможете увидеть все дефекты контура и исправить их.
При нанесении барьерных линий тюбик или бутылочку с резервирующим составом наклоните под углом примерно 45 градусов к поверхности ткани. Поднесите наконечник к шелку таким образом, чтобы он слегка прикасался к нему. Когда проводите линию, тюбик сдавливайте несильно и старайтесь не делать резких поворотов, так как при этом на наконечнике могут образовываться капли резерва. Если такая капля попадет на ткань, то в этом месте образуется неряшливое пятно. Всегда держите при себе лоскут мягкой ткани или бумажную салфетку, чтобы обтереть наконечник бутылочки с резервом.
После того, как барьерные линии нанесены полностью, им необходимо просохнуть. Этот процесс можно ускорить с помощью фена. Если рисунок очень сложный, имеет смысл наносить линии частями, каждый раз подсушивая контур. Роспись ткани целесообразно начинать с бордюра, а если он не предусмотрен, то с верхней части рисунка.
Начиная работать в технике батика, помните о том, что, как и в любом другом деле, мастерство приходит с опытом. Нанесение контурных линий – дело непростое и поначалу вам вряд ли удастся избежать ошибок. Однако, постоянно упражняясь, вы скоро приобретете необходимые навыки и сможете создавать по-настоящему изящные вещи.
Нарисованные вами картины украсят комнату, симпатичная открытка – порадует друзей, а украшенный росписью шарфик может стать очень приятным подарком женщине.