valj24-04 | Дата: Среда, 15.04.2009, 18:59 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
| Восемнадцатый век в Западной Европе был последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. В середине века завершается процесс первоначального накопления капитала, созревает революционная ситуация, которая позднее приводит к господству классических форм развитого капитализма. На протяжении века совершалась ломка всех государственных устоев и понятий старого общества. В изобразительном искусстве возрастает значение непосредственно реалистического отображения жизни. Искусство становится активным выразителем освободительных идей, наполняется злободневностью, боевым духом, обличает пороки и нелепости не только феодального, но и нарождающегося буржуазного общества. Оно выдвигает и новый положительный идеал человека, свободно развивающего индивидуальные способности и вместе с тем наделенного благородным чувством гражданственности. Основные тенденции социального и идейного развития Западной Европы 18 в. в различных странах проявляли себя неравномерно. Если в Англии промышленный переворот, совершившийся к середине 18 в., закрепляет компромисс буржуазии и дворянства, то во Франции готовится буржуазная революция. Общим для всех стран был кризис феодализма, его идеологии, формирование широкого общественного движения — Просвещения. Восемнадцатый век — век разума, философов, социологов, экономистов; развиваются связанные с техникой точные естественные науки, география, археология, история, материалистическая философия. Во славу человеческих познаний и труда возводится величественный памятник — многотомная Энциклопедия. В предреволюционные годы, когда все общественные вопросы сводились к борьбе с феодализмом и его пережитками, остро вставал вопрос о личности, ее эмансипации, свободе, о политическом равенстве, о взаимосвязи с государством. Судьба отдельного человека, сложность психологии, тончайшие переживания, меткая наблюдательность в показе быта и нравов, коллизии, в которые вступает герой с общественной средой,— главные темы искусства. Наиболее полно они выражены в литературе (Прево, Лесаж, Фильдинг, Гёте) и в музыке (Бах, Моцарт, Глюк). Новые проблемы выдвигаются и в архитектуре. Падает значение церковного строительства и возрастает роль гражданской архитектуры. На первое место ставится планировка городов капиталистического общества. Создается тип жилого дома, возникают городские ансамбли общественных зданий. Вместе с тем искусство 18 в. утрачивает синтетическое восприятие и полноту охвата жизни предшествующих эпох. Нарушается связь живописи и скульптуры с архитектурой, усиливаются черты станковизма и декоративности. Предметом особого культа становится искусство быта, декоративных форм. Искусство 18 в. проходит два этапа. Первый продолжается до 1740—1760 гг. Он характеризуется завершением поздних форм барокко, видоизменяющегося в декоративный стиль рококо. Своеобразие искусства первой половины 18 в.— в сочетании остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности. Это искусство утонченное, анализирующее нюансы чувств и настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному лиризму, тяготеющее, с другой стороны, к бездумной декоративности и гедонизму, к «философии наслаждения». Одновременно с рококо развивается реалистическое направление, которое у некоторых мастеров приобретает острообличительный характер. Открыто проявляется борьба художественных направлений внутри национальных школ. Второй этап связан с углублением идеологических противоречий, ростом самосознания и политической активности буржуазии и народных масс. Абсолютистское государство пытается использовать идеи просветителей для того, чтобы удержать свой пошатнувшийся авторитет. На рубеже 1760—1770-х гг. Королевская Академия во Франции выступает против искусства рококо и пытается возродить парадный, идеализирующий стиль академического искусства конца 17 в. Мифологический жанр уступает место историческому с сюжетами, заимствованными из римской истории. Они призваны подчеркивать величие монархии в соответствии с реакционным истолкованием идей «просвещенного абсолютизма». Представители передовой мысли также обращаются к античности. В середине 18 в. немецкий историк искусств Винкельман призывает художников вернуться к «благородной простоте и к спокойному величию древнего искусства, несущего в себе отражение свободы греков и римлян эпохи республики». Французский философ Дидро находит в античной истории сюжеты, обличающие тиранов, призывающие к восстанию против них. Возникает классицизм, который противопоставляет вычурной декоративности и пышности рококо естественную простоту, произволу страстей — чувство меры, благородство мысли и поступков. Художники вновь обращаются к культуре античного мира. Провозглашение идеального, гармоничного общества, примат долга над чувством, пафос разума — общие черты классицизма 17 и 18 вв. Но классицизм 17 в., возникший на почве национального объединения, не отрицал дворянского общества. В основе классицизма 18 в. лежит антифеодальная революционная направленность. Он призван объединить прогрессивные силы нации для борьбы с абсолютизмом. За пределами Франции, однако, классицизм не имел того революционного характера, как в первые годы французской революции. Одновременно с классицизмом, испытывая его воздействие, продолжало развиваться реалистическое направление. В нем ясно выступают рационалистические тенденции: художники стремятся обобщить жизненные явления. Они воспитывают в человеке уверенность в торжестве строгой закономерности, добра, разума и справедливости. Во второй половине 18 в. зарождается также сентиментализм и связанное с ним предромантическое направление в искусстве. Оба эти течения утверждали ценность личного мира чувств человека, раскрывали драматизм его конфликтов с окружающей средой. Они прокладывали путь «к познанию человеческого сердца и магическому искусству представлять перед глазами зарождение, развитие и, крушение великой страсти» (Лессинг). Источник: www.vernisag.com.ua
|
|
| |