Шалапугина Елена
Суббота, 23.11.2024, 16:40
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Искусство Голландии
valj24-04Дата: Пятница, 17.04.2009, 00:23 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
Победа буржуазной революции в Северных Нидерландах привела к образованию самостоятельного государства Республики семи Соединенных Провинций — Голландии (по названию самой значительной из этих провинций); впервые в одной из стран Европы установился буржуазно-республиканский строй. Движущими силами революции были крестьяне и беднейшие слои городского населения, но ее завоеваниями воспользовалась буржуазия, пришедшая к власти.

Освобождение от гнета испанского абсолютизма и католической церкви, уничтожение ряда феодальных ограничений открыли пути бурному росту производительных сил республики, которая, по словам Маркса, «была образцовой капиталистической страной XVII столетия»1. Только в Голландии в те времена городское население преобладало над сельским, но главными источниками накопления была не промышленность (хотя здесь были развиты текстильное производство и особенно судостроение), а посредническая торговля, расширявшаяся в связи с колониальной политикой. По мере обогащения правящих классов росла нищета трудящихся, разорялись крестьяне и ремесленники, к середине 17 в. обострились классовые противоречия.
Однако в первые десятилетия после установления республики были живы еще демократические традиции революционной поры. Широта национально-освободительного движения, подъем самосознания народа, радость освобождения от иноземного ига объединили самые различные слои населения. В стране сложились условия для развития наук и искусства.
Здесь находили убежище передовые мыслители того времени — в частности французский философ Декарт; сформировалась материалистическая в своей основе философская система Спинозы. Высочайших достижений добились художники Голландии. Они первые в Европе были освобождены от давящего влияния придворных кругов и католической церкви и создавали искусство демократическое и реалистическое, непосредственно отражающее социальную действительность.

Архитектура и Скульптура
Пути развития голландской архитектуры определялись новым общественным укладом и специфическими природными условиями. Необходимость вести постоянную борьбу с океаном, грозящим затопить большую часть страны, вызвала появление могучих гидротехнических сооружений: плотин и дамб, шлюзов и каналов. Большим городам, и прежде всего Амстердаму или Гарлему, обилие воды, зелень, своеобразный вид зданий, подчас спускавшихся к самой воде, придавали необычайно живописный облик. Городские общественные постройки — ратуши, биржи, торговые ряды, бюргерские дома с высокими крутыми кровлями и прихотливыми многоярусными фронтонами на фасадах — в начале 17 в. по большей части строились из кирпича и отделывались белым камнем.
Во второй половине 17 в. в архитектуре получил распространение классицизм. Однако голландский вариант этого архитектурного стиля отличался чертами упрощенности и суховатости. Еще менее значительны были результаты, достигнутые в области декоративной и мемориальной пластики. Зато европейскую известность приобрели мастера прикладного искусства, в частности создатели дельфтского фаянса, разнообразные формы которого тонко гармонировали с насыщенно-синими кобальтовыми тонами декора.

Живопись
Отличительной чертой развития голландского искусства было решительное преобладание среди всех его видов живописи. Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, но и небогатых бюргеров, ремесленников, крестьян; они продавались на аукционах и ярмарках; подчас художники использовали их как средство уплаты по счетам. Профессия художника не являлась редкостной, живописцев было очень много, и они жестоко конкурировали между собой. Мало кто из них мог прокормить себя живописью, многие брались за самые разные работы: Стен был трактирщиком, Хоббема — акцизным чиновником, Якоб ван Рейсдаль — врачом.
Бурное развитие живописи объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар, как на средство наживы, источник спекуляций. Избавившись от непосредственного заказчика — католической церкви или влиятельного мецената-феодала, — художник всецело оказался в зависимости от запросов рынка. Вкусы буржуазного общества предопределяли пути развития голландского искусства, и художники, выступавшие наперекор им, отстаивавшие свою самостоятельность в вопросах творчества, оказывались изолированными, безвременно погибали в нужде и одиночестве. Причем это были, как правило, самые гениальные мастера. Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта.
Главным объектом изображения для голландских художников явилась окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Обращение к самым различным сторонам жизни приводило к укреплению реалистических тенденций в живописи, ведущее место в которой заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир. тем более значительными были их произведения.
В каждом жанре существовали свои ответвления. Так например среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), пейзажисты, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом; среди жанристов выделялись художники, изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков; были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов — «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п.
В сужении каждым художником тематики произведений сказались черты ограниченности голландской живописи, обедняющей для ее создателей число решаемых задач. Но вместе с тем сосредоточение каждого из них на определенном жанре способствовало отточенности мастерства живописца. Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах.
Становление реалистической голландской живописи проходило в борьбе с консервативными направлениями — академизмом и маньеризмом, обращенными к чисто внешним заимствованиям приемов итальянских художников, которые были глубоко чужды традициям национальной голландской живописи.
На раннем этапе становления голландской живописи, охватывающем 1609—1640 гг., реалистические тенденции ярче проявлялись в портрете и бытовом жанре.
Xальс. Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (ок. 1580—1666), чье художественное наследие выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 в. Его интересовал человек, изображенный не согласно своему общественному положению в величественно торжественной позе и парадном костюме, но человек во всей своей естественной сущности, характерности, с эмоциями. В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества; к последним проявил он особые симпатии, а в их изображениях — глубину мощного полнокровного дарования. Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции. Хальс изображал своих героев без прикрас, с их бесцеремонными нравами, могучим жизнелюбием. Он расширил рамки портрета введением сюжетных элементов, запечатлевая портретируемых в действии, в конкретной жизненной ситуации, акцентируя мимику, жест, позу, мгновенно схваченные. Художник добивался эмоциональной силы и жизненности характеристик портретируемых, передачи их неуемной энергии. Он не только реформировал жанр единичного заказного портрета, но и явился создателем особого типа группового портрета, а также портрета, граничащего с бытовым жанром.
Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х гг. 17 в. Широкую популярность снискали ему ранние групповые портреты стрелков. Оптимизм мировосприятия отличает лучшие из них — портреты офицеров стрелковой роты св. Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) (илл. 167) и стрелковой роты св. Адриана (1633, Гарлем, Музей Франса Хальса). Сильные, энергичные люди, принимавшие активное участие в освободительной борьбе против испанских завоевателей, представлены во время пирушки. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Здесь нет главного героя. Все присутствующие — равноправные участники праздника. Хальс преодолел чисто внешнюю связь персонажей, характерную для портретов его предшественников. Единство асимметричной композиции достигнуто живым общением, непринужденной свободой расположения фигур, объединенных волной движения. С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Потоки солнечного света скользят по лицам, сверкают в кружевах и шелке, искрятся в бокалах. Сдержанную красочную гамму, в которой господствуют черные костюмы и белые воротники, оживляют звучные золотисто-желтые, голубые и розовые офицерские перевязи.
Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнедеятельность. Хальс — мастер смеха, веселой заразительной улыбки. Искрящимся весельем оживляет художник лица представителей простонародья, посетителей кабачков, уличных мальчишек. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю.
Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (ок. 1630, Париж, Лувр) (илл. 165). Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х гг., Берлин), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Поражает острота видения художника, угрюмая сила созданного им образа. Асимметричная композиция, динамика, сочность угловатого мазка усиливают тревожность сцены.
Полными сознания собственного достоинства и в то же время свободно непринужденными, жестикулирующими предстают голландские бюргеры с портретов Хальса, умеющего передать мгновенно схваченное состояние. Подбоченившись, задорно улыбается молодой офицер в широкополой шляпе (Лондон, собрание Уоллес). Лениво раскачиваясь на стуле, сидит погруженный в раздумье Хейтхейсен, едва сохраняя равновесие (ок. 1637, Брюссель, Музей). За внешней бравадой выступают раздражение, скепсис, апатия.
К середине 17 в. ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе; по мере укрепления в нем позиций буржуазии, утрачивающей связи с народными массами, оно приобретает все более реакционный характер. Меняется отношение буржуазных заказчиков к художникам-реалистам. Утрачивает свою популярность и Хальс, демократическое искусство которого становится чуждым перерождающейся буржуазии, устремившейся за аристократической модой.
Жизнеутверждающий оптимизм мастера сменяется глубоким раздумьем, выражением иронии, горечи, скептицизма. Его реализм становится более психологически-углубленным и критическим, его мастерство — более отточенным и совершенным. Меняется и колорит Хальса, обретая большую сдержанность; в преобладающей серебристо-серой, холодной тональной гамме, среди черных и белых особую звучность приобретают небольшие точно найденные пятна розоватого или красного цвета. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (Ленинград, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки живого лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами.
Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых (Гарлем, Музей Франса Хальса), исполненные в 1664 г., за два года до смерти художника, одиноко окончившего свой жизненный путь в приюте. Беспощадна разоблачающая сила этих произведений.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи-попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых». Безошибочно метко наносит рука старого художника мазки, полные свободы и стремительности. Спокойнее и строже стала композиция по сравнению с ранними групповыми портретами. Разреженность пространства в расположении фигур, ровный рассеянный свет, одинаково освещающий всех изображенных, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Поздние портреты стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи; своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с перерождающейся буржуазной верхушкой голландского общества.
Режбрандт. Творчество Рембрандта (1606 — 1669) — одна из вершин мировой живописи. Необычайная широта тематического диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, подлинный демократизм искусства, постоянные поиски наиболее выразительных художественных средств, непревзойденное мастерство давали художнику возможность воплощать самые глубокие и передовые идеи времени. Колорит картин Рембрандта зрелого и позднего периода, построенный на сочетании теплых сближенных тонов, переливающихся тончайшими оттенками, свет, трепещущий и концентрированный, подчас как будто излучаемый самими предметами, способствуют необычайной эмоциональности его произведений. Но особую одухотворенность сообщают им высокие, благородные чувства, которые придают будничным вещам поэтичность и возвышенную красоту. Рембрандт писал картины исторические, библейские, мифологические и бытовые, портреты и пейзажи; он был одним из величайших мастеров офорта и рисунка. Но в какой бы технике он ни работал, в центре внимания художника всегда стоял человек, его внутренний мир, его переживания. Своих героев он часто находил среди представителей голландской бедноты, в них раскрывал лучшие черты характеров, неисчерпаемое духовное богатство. Веру в человека Рембрандт пронес через всю жизнь, невзгоды и испытания. Она помогла ему до последних дней создавать произведения, выражающие лучшие устремления голландского народа.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене, в семье владельца мельницы. Его учителями были Сванненбурх, а затем Ластман. С 1625 г. Рембрандт начал работать самостоятельно. Ранние его работы носят следы воздействия Ластмана, иногда — последователей Караваджо, утрехтских живописцев. Вскоре молодой Рембрандт находит свой путь, ярко обозначившийся в портретах, сделанных главным образом с самого себя и своих близких. Уже в этих произведениях светотень становится для него главным средством художественной выразительности. Он изучает различные проявления характеров, выражения лиц, мимику, индивидуальные черты.
В 1632 г. Рембрандт переезжает в Амстердам и сразу же завоевывает известность картиной «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс). По существу, это большой групповой портрет врачей, окруживших доктора Тульпа и внимательно слушающих его объяснения на анатомированном трупе. Такое построение композиции позволило художнику передать индивидуальные черты каждого портретируемого и связать их в свободную группу общим состоянием глубокой заинтересованности, подчеркнуть жизненность ситуации. В отличие от групповых портретов Хальса, где каждый из портретируемых занимает равнозначное положение, в картине Рембрандта все персонажи психологически подчинены Тульпу, фигура которого выделена широким силуэтом и свободным жестом рук. Яркий свет выявляет центр композиции, способствует впечатлению собранности группы, повышает экспрессию.
Успех первой картины приносит художнику множество заказов, а с ними и благосостояние, которое увеличивается с его женитьбой на патрицианке Салюта ван Эйленбурх. Одну за другой пишет Рембрандт большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама» (1635, Ленинград, Эрмитаж), парадные портреты. Его увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. Он часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Таковы «Портрет Саскии» (ок. 1634, Кассель, Галерея), «Автопортрет» (1634, Париж, Лувр), «Автопортрет с Саскией на коленях» (ок. 1636, Дрезден, Картинная галерея).
Много работает он в области офорта, увлекаясь жанровыми мотивами,— создает целую серию изображений представителей социальных низов.
Но уже к концу 1630-х гг. обнаружилось его тяготение к реалистическим образам в картинах большого масштаба. Необычайно жизненное и убедительное решение приобрела мифологическая тема в картине «Даная» (1636, Ленинград, Эрмитаж). Отказавшись от бурной патетики и внешних эффектов, Рембрандт стремится к передаче психологической выразительности. Богаче стала теплая цветовая гамма, еще большую роль приобрел свет, сообщающий особую трепетность и взволнованность произведению.
С углублением реалистического мастерства художника нарастали его разногласия с окружающей буржуазной средой. Начало таких разногласий, в дальнейшем обострившихся, произошло в 1642 г., когда по заказу роты стрелков он написал громадное полотно (3,87 X 5,02 м) — «Ночной дозор» (Амстердам, Рейксмузеум) (илл. 168). Вместо традиционной пирушки с портретами ее участников, где каждый из них запечатлен со всей тщательностью индивидуальной характеристики, художник изобразил выступление стрелков в поход. Подняв знамя, во главе с капитаном, идут они по улице под звуки барабана. Необычайно яркий луч света, освещая отдельные фигуры, лица участников шествия и маленькую девочку с петухом у пояса, как будто пробирающуюся сквозь ряды стрелков, подчеркивает неожиданность, динамику и взволнованность изображения. Образы мужественных людей, охваченных героическим порывом, сочетаются здесь с обобщенным образом голландского народа, воодушевленного сознанием единства и верой в свои силы. Так, групповой портрет приобретает характер своеобразной исторической картины, в которой художник стремится дать оценку современности. Он воплощает свое представление о высоких гражданских идеалах, являющихся словно отблеском революционной поры, о народе, поднявшемся на борьбу за свободу и национальную независимость. В годы, когда все сильнее обнаруживались внутренние противоречия, разъединявшие страну, художник выступил с призывом к гражданскому подвигу. Он стремился создать образ героической Голландии, воспеть патриотический подъем ее граждан. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам.
На протяжении 1640-х гг. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. На смену эффектным драматическим сценам ранних его картин приходит поэтизация повседневного бытия; преобладающими становятся сюжеты лирического плана, такие, как «Прощание Давида с Ионафаном»(1642),«Святое семейство» (1645, Ленинград, Эрмитаж) (илл. 169), в которых глубина человеческих чувств покоряет и поражает удивительно тонким и сильным воплощением. Казалось бы, в простых обыденных сценах, в скупых и точно найденных жестах и движениях художник раскрывает всю сложность душевной жизни, течение мыслей героев. Место действия картины «Святое семейство» он переносит в бедный крестьянский дом, где плотничает отец, а молодая мать заботливо охраняет сон младенца. Каждая вещь здесь овеяна дыханием поэзии, подчеркивает настроение тишины, покоя, умиротворенности. Этому способствуют мягкий свет, озаряющий лица матери и младенца, тончайшие оттенки теплого золотистого колорита.
Глубокой внутренней значительности полны образы графических работ Рембрандта — рисунков и офортов. С особой силой демократизм его искусства выражен в офорте «Христос, исцеляющий больных» («Лист в сто гульденов»).
Поразительна проникновенность трактовки образов больных и страждущих, нищих и бедняков, которым противопоставлены самодовольные, богато одетые фарисеи. Подлинный монументальный размах, удивительная тонкость мастерства, резкие контрасты света, словно борющегося с тьмой, отличают его офорты и рисунки пером, как тематические, так и пейзажные.
Огромное место в поздний период занимают простые по композиции, чаще всего поколенные портреты родных и близких, в которых художник сосредоточивает внимание на раскрытии душевного мира портретируемых. Много раз он пишет свою вторую жену Хендрикье Стоффельс, выявляя душевную доброту и приветливость, благородство и достоинство — такова «Хендрикье у окна» (Берлин). Часто моделью служит его сын Титус, болезненный, хрупкий юноша с нежным одухотворенным лицом. В портрете с книгой (Вена, Музей) образ будто пронизан солнечными лучами. К числу самых проникновенных относятся портрет Брейнинга (1652, Кассель, Галерея), молодого златокудрого человека с подвижным лицом, озаренным внутренним светом, и портрет замкнуто-печального Яна Сикса (1654, Амстердам, собрание Сикса), словно остановившегося в раздумье натягивая перчатку.
К этому типу портретов относятся и поздние автопортреты художника, поражающие многоплановостью психологических характеристик, выражением самых неуловимых движений души. Благородной простоты и величественности исполнен «Автопортрет» Венского музея (ок. 1652); сосредоточенно скорбен драматический образ «Автопортрета» из Лувра (1660), на котором художник изобразил себя в тюрбане, с палитрой и кистью в руках (илл. 166).
В это же время был написан портрет старушки, жены брата (1654, Ленинград, Эрмитаж), портрет-биография, который «говорит» о трудно прожитой жизни, о суровых днях, оставивших свои красноречивые следы на морщинистом лице, и натруженных руках этой много видевшей и пережившей женщины. Концентрируя свет на лице и руках, художник привлекает внимание зрителя к ним, раскрывая духовное богатство и человеческое достоинство портретируемых.

 
valj24-04Дата: Пятница, 17.04.2009, 00:23 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
Почти все эти портреты не заказные; с каждым годом заказов становилось все меньше. Последнее десятилетие — самая трагическая пора жизни Рембрандта; объявленный несостоятельным должником, он поселяется в беднейшем квартале Амстердама, теряет своих лучших друзей и близких. Умирают Хендрикье и сын Титус. Но обрушившиеся на него несчастья не могли остановить развития творческого гения художника. Самые глубокие и прекрасные произведения им были написаны именно в это время. Групповой портрет «Синдики» (старейшины цеха суконщиков, 1662, Амстердам, Рейксмузеум) завершает достижения художника в этом жанре. Его жизненная сила в глубине и характерности каждого из портретируемых, в естественности композиции, ясной и уравновешенной, в скупости и точности отбора деталей, в гармонии сдержанного цветового решения и вместе с тем в создании цельного образа группы людей, объединенных общностью интересов, которые они защищают. Необычная точка зрения снизу подчеркивает монументальный характер изображения, значительность и торжественность происходящего.
К позднему периоду относится и ряд больших по размеру тематических полотен мастера: «Заговор Юлия Цивилиса» (1661, Стокгольм, Национальный музей), историческая композиция, изображающая вождя племени батавов (которые считались предками нидерландцев), поднявшего в 1 в. народ на восстание против Рима, а также картины на библейские сюжеты: «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660, Москва, ГМИИ), «Давид перед Саулом» (Гаага, Маурицхейс) и завершающее творческий путь художника «Возвращение блудного сына» (ок. 1668—1669, Ленинград, Эрмитаж) (илл. 170).
Сюжет библейской притчи о блудном сыне привлекал художника и раньше, он встречается в одном из его офортов. Но только к концу жизни пришел Рембрандт к глубочайшему его раскрытию. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический путь познания жизни,, а в образе отца, простившего своего блудного сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце. Потрясающе просто решение этой большой по размеру композиции, где главные герои словно озарены внутренним светом, где жест рук отца, вновь обретшего сына, выражает его бесконечную доброту, а сникшая фигура странника в грязном рубище, прильнувшего к отцу, — всю силу раскаяния, трагедию исканий и потерь. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь еще сильнее выделяют словно светящиеся теплым сиянием отцовскую любовь и всепрощение, которые оставил людям, как завет, великий голландский художник.
Влияние искусства Рембрандта было громадным, Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карель Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие мирового реалистического искусства впоследствии.
В то время как величайший голландский художник, вступив в конфликт с буржуазным обществом, умер в нужде, другие мастера, овладев мастерством изображения различных объектов, сумели добиться прижизненного признания и благополучия.
Сосредоточив свои усилия в области того или иного жанра живописи, многие из них создали в своей области значительные произведения.
Бытовой жанр. Самым популярным в голландской живописи был бытовой жанр, во многом определивший своеобразные пути ее развития по сравнению с искусством других стран. Широкий охват явлений повседневной действительности и ее поэтизация обусловили формирование разнообразных типов жанровых картин. Высокое живописное мастерство их создателей, стремившихся к правдивому отображению реальной жизни, оптимистический характер, мягкий лиризм сообщают им о обаяние, которое оправдывает изображение самых незначительных мотивов.
Однако здесь же обнаруживаются и черты ограниченности голландских жанристов и бытописателей, для которых оказались чуждыми большие темы общественной жизни. Буржуазный отпечаток лежит на голландской бытовой живописи, сказываясь в выборе сюжета, взятого в основном из частной жизни бюргера и его семьи. Это изображение хозяйки, занятой работой по дому либо своими детьми, сцен в трактирах и кабачках, крестьян во время отдыха или развлечений. Действие в этих небольших по размерам картинах с несколькими, часто двумя или тремя, фигурами развивается в спокойном повествовательном ритме. Иногда в интимные по трактовке изображения художник вносит элементы юмора, анекдотической занимательности. Сообразно с требованиями буржуазных заказчиков, особенно со второй половины 17 в., черты поэтизации в бытовых картинах все заметнее вытесняются прозаической тщательностью исполнения деталей и любованием бюргерским благополучием. Наибольшим успехом у буржуазных заказчиков пользовались художники, которые, не раскрывая подлинного мира человеческих чувств, подменяли глубину образного решения скрупулезной тщательностью исполнения деталей.
Лучшие из голландских жанристов все же сумели в этих сложных условиях создать жизненно правдивые произведения.
Остаде. Чертами добродушного юмора, иронии овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде (1610 —1685). Если ранние его картины с изображением сцен в трактирах носили грубоватый характер, то более зрелые произведения проникаются настроениями умиротворенности, лиризма, тонкого юмора («В деревенском кабачке», 1660, Дрезден, Картинная галерея) (илл. 172). С сердечностью и проникновенностью обрисован живой образ голландского крестьянина в картине «Флейтист» (Москва, ГМИИ). Тему творческого труда раскрывает картина «Живописец в своей мастерской» (1663, Дрезден, Картинная галерея) — своеобразный автопортрет художника. Мягкий свет, проникая сквозь большое окно с узорчатыми плетениями, освещает и объединяет разбросанные в беспорядке вещи, скромную обстановку мастерской и фигуру углубившегося в работу живописца за мольбертом.
Стен. Более широким по тематике, демократичным бытописателем был Ян Стен (1626/27—1679), художник темпераментный и жизнерадостный, создатель картин на сюжеты из частной жизни бюргеров, предпочитавший изображение сцен пирушек и народных праздников. В таком же духе он трактует и библейские сюжеты, перенося действие в современную ему голландскую действительность и оживляя их юмористическими эпизодами. Его мастерство в обрисовке характеров ярче всего проявляется в интимных камерных картинах, таких, как «Больная и врач» (ок. 1660, Амстердам, Рейксмузеум), привлекающих искренностью чувств, красотой живописи, легким юмором.
Терборх Метсю. Если бытовой жанр Остаде и Стена носил более демократический характер, то в искусстве Герарда Терборха (1617— 1681) и Габриеля Метсю (1629—1667) преобладает интимно-лирический подход к тематике быта зажиточной буржуазии и патрицианских семей. Эти художники с поразительным мастерством изображают фактуру различных материалов — упругих шелков и муаров, дорогих ковров и мехов. Их манера повествования медлительна и спокойна. Не отличаясь глубиной содержания, картины Терборха построены на обрисовке характеров и взаимоотношений действующих лиц более тонких, чем у Метсю. Его «Бокал лимонада» (между 1655 и 1660 г., Ленинград, Эрмитаж) (илл. 176) и «Деревенский почтарь» (Ленинград, Эрмитаж) содержат элементы недосказанности, своеобразного поэтического очарования, которое определяется эмоциональным состоянием, связывающим персонажи картины. Аристократическая сдержанность и изысканность в выборе моделей и их характеристик сменяются к концу жизни Терборха бесстрастностью и холодностью в передаче чувств людей и еще большей тщательностью показа дорогих материалов и обстановки.
Де Витте. Среди голландских мастеров бытового жанра выделяется своей верностью демократическим идеалам и новаторскими поисками Эмануэль де Витте (1617 —1692), в искусстве которого наметились тенденции к более широкому образному охвату явлений действительности. Сначала художник писал в красивой сероватой, холодной гамме церковные интерьеры, мастерски нарисованные, оживленные фигурами молящихся прихожан. Но интерес к различным сторонам жизни вел его на улицы городов, на рынки, где торговцы предлагают всяческую снедь многочисленным покупателям. Так постепенно в искусстве де Витте складывается особый вид бытового жанра — рынки. «Рыбный рынок» (1662, Лондон, Национальная галерея), «Рынок в порту» (ок. 1668, Москва, ГМИИ) и многие другие позволили ему в единой картине соединить пейзаж, натюрморт и жанровые сцены.
В этих полных жизни картинах проявились устремления художника вырваться из узких рамок замкнутого буржуазного мирка. Де Витте дает смелые пространственные построения, применяя контрасты масштабов фигур на переднем и дальнем планах, спокойные обобщенные контуры, единые красочные и тональные решения.
Он не изменил правде жизни и своим идеалам в то время, когда многие из голландских живописцев пошли на компромисс с буржуазными заказчиками. Оставшись без всяких средств к существованию, семидесятипятилетний художник повесился на перилах моста.
Де Xоох. Совсем иной жизненный и творческий путь прошел Питер де Хоох (1629 — после 1683), бытовая живопись которого носит созерцательно-лирический характер. В ней господствуют темы повседневного бюргерского быта. Внимание художника в равной мере распределяется на изображении спокойно медлительных людей и интерьеров уютных маленьких комнат с многочисленными деталями обстановки, на игре света, льющегося через открытые окна и двери из чистеньких двориков и садиков. Картины «Хозяйка и служанка» (ок. 1657, Ленинград, Эрмитаж) и «Кладовая» (Амстердам, Рейксмузеум), выдержанные в теплом колорите, с преобладанием золотистых тонов, привлекают поэтическим обаянием, симпатиями к простому человеку. Поздние работы художника, неглубокие по образным решениям, утрачивают демократизм последуют патрицианским вкусам.
Вермер Дельфтский. В значительно большей степени тонкий колоризм, безупречный вкус и поэтическое чувство определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца — Яна Вермера Дельфтского (1632—1675), который обладал поразительно зорким глазом. Художественное наследие мастера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью. Для заработка Вермер вынужден был заниматься торговлей картинами.
Вермер родился в Дельфте. Кто был его учителем — неизвестно, несомненное воздействие на его творчество оказал Карель Фабрициус. Однако своеобразие творческой индивидуальности Вермера обнаружилось уже в ранних его картинах. По сюжету картина «У сводни» (1656, Дрезден, Картинная галерея) мало чем отличалась от подобных ей картин других голландских жанристов, но ее большой размер, смелая насыщенная палитра, построенная на контрастах киноварно-красного, желтого, черного и белого тонов, необычайная характерность и сила образного решения — все это сообщает подлинную значительность и новаторский характер произведению Вермера.
И последующие его картины по сюжетам, а иногда и по композиционным приемам, близки работам других мастеров: это изображения одной или нескольких фигур в интерьере, женщины у окна, читающей письмо или примеряющей ожерелье, служанки, раскладывающей продукты, дамы с кавалером, предлагающим бокал вина. Однако художественный строй этих произведений глубоко своеобразен своей поэтичностью, красотой и гармонией, в которые претворяет художник реальные образы повседневной действительности.

Особенно гармонична и ясна по композиционному построению «Девушка с письмом» (Дрезден, Картинная галерея) (илл. 175), картина, насыщенная воздухом и светом, выдержанная в бронзово-зеленых, красноватых, золотистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана. В отличие от теплого, мягкого света, как будто излучаемого самими объектами изображения в картинах Рембрандта, Вермер заливает интерьер комнаты холодным дневным светом. Он четко моделирует объемы предметов, выявляет фактуру поверхности каждого из них. Благородству, жизненному богатству и сдержанности всего строя художественного произведения соответствует образ спокойной молодой женщины, погруженной в чтение письма, неразрывно связанный с состоянием тишины и покоя, воплощенным в этой картине.
Неторопливо уверенна в движениях, проста и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока» (между 1657 и 1660 гг., Амстердам, Рейксмузеум) (илл. 174), воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни. Облик привлекательней молодой женщины дышит здоровой силой, чистотой; предметы, ее окружающие, написаны с удивительной жизненной достоверностью, кажется ощутимой мягкость свежего хлеба, гладкая поверхность кувшина, густота льющегося молока. Здесь, как и в ряде других произведений Вермера, проявляется его поразительный дар тонко чувствовать и передавать жизнь вещей, богатство и разнообразие форм реальных предметов, вибрацию света и воздуха вокруг них.
Человек для Вермера неотделим от поэтического мира, которым восхищается художник и который находит такое своеобразное преломление в его творениях, по-своему воплощающих представление о красоте, о размеренном спокойном течении жизни, о счастье человека.
Удивительное мастерство Вермера обнаруживается и в двух написанных им пейзажах, относящихся к замечательным образцам этого жанра живописи не только в голландском, но и в мировом искусстве. Чрезвычайно прост мотив «Улички» (ок. 1658, Амстердам, Рейксмузеум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кирпичного дома, изображенной в серый, пасмурный день, но изумляет материальная осязаемость каждого предмета, одухотворенность каждой детали. Совсем иной характер носит «Вид города Дельфта» (между 1658—1660 гг., Гаага, Маурицхейс). Художник смотрит на родной город в летний день после дождя. Солнечные лучи начинают пробиваться сквозь влажные серебристые облака, и вся картина сверкает и искрится множеством красочных оттенков и световых бликов и вместе с тем захватывает цельностью развернувшегося образа города.
Тяготение к изображению солнечного света, воздушной среды, гармония и ясность видения мира, мастерство обобщения в сочетании с поразительным чутьем детали и красочного нюанса, созерцательное спокойствие и поэтизация действительности — все эти черты выдвигают Вермера в число самых больших живописцев поэтического склада в мировой живописи.
Пейзажная живопись. Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 в. Вместо условных канонов и идеализированной, придуманной природы в картинах академистов создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями. Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзажа, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство. Это способствовало развитию тональной живописи, подчинению всех компонентов картины единому тону.
Многие черты, характерные для развития голландского реалистического пейзажа, нашли отражение в творчестве Яна ван Гойена (1596 —1656). Он работал в Лейдене и Гааге. Излюбленные мотивы его небольших по размерам пейзажей: долины и водная гладь широких рек с городами и селениями на их берегах в серые, пасмурные дни. Много места (примерно две трети картины) он оставлял небу с клубящимися облаками, насыщенными влагой. Таков «Вид реки Вааль у Неймегена» (1649, Москва, ГМИИ), выдержанный в тонкой коричнево-серой гамме красок.
Особый вид пейзажа с изображением животных, пастбищ с коровами, овцами создал Пауль Поттер (1625—1654). Прекрасно изучив повадки животных, художник часто давал их крупным планом, тщательно выписывая мягкую шерсть животных, мельчайшую подробность в картинах: «Бык» (Гаага, Маурицхейс), «Собака на цепи» (Ленинград, Эрмитаж).
Рейсдаль. Выдающимся пейзажистом Голландии был Якоб ван Рейсдаль (1628/29—1682), одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями. Так же как и другие крупнейшие художники Голландии, он не шел на уступки вкусам буржуазных заказчиков, всегда оставаясь самим собой. Рейсдаль не ограничивался определенными приемами изображения. Круг его пейзажных мотивов очень широк — это виды деревень, равнины и дюны, лесные болота и море, изображенные в самую различную погоду и разные времена года.
Творческая зрелость художника приходится на середину 17 в. В это время он создает произведения, исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, ГМИИ), «Лесное болото» (Ленинград, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е гг., Дрезден, Картинная галерея) (илл. 171), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Наибольшей эмоциональной силы и глубины философского смысла он добивается в изображении еврейского кладбища с его белеющими надгробиями и руинами, с пенящимся потоком, засохшими корявыми ветвями дерева, озаренного вспышкой молнии, которая освещает свежую зелень молодого ростка. Так побеждает и в этом сумрачном раздумье идея вечно обновляющейся жизни, которая пробивается сквозь все бури и разрушительные силы.
Рейсдалю принадлежит ряд морских пейзажей — марин, широких, величественных, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти — «Морской берег» (Ленинград, Эрмитаж). Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдаля, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 вв.
Среди младших современников Рейсдаля, работавших в томже направлении реалистического пейзажа, был М. Хоббема (1638 —1709) — создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея).
Натюрморт. Наряду с пейзажной живописью значительное распространение получил в Голландии натюрморт, отличавшийся интимным характером. Голландские художники выбирали для своих натюрмортов немногие предметы, но умели их прекрасно скомпоновать, выявить особенности каждого предмета и его внутреннюю жизнь, неразрывно связанную с жизнью человека.
Питер Клас (ок. 1597—1661) и Биллем Хеда (1594—1680/82) написали многочисленные варианты «завтраков», изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая фактуру каждого предмета (илл. 173). Недавнее присутствие человека ощутимо в беспорядке, естественности, с которыми расположены только что служившие ему вещи. Но этот беспорядок лишь кажущийся, так как композиция каждого натюрморта строжайше продумана и найдена. Сдержанная серовато-золотистая, оливковая тональная гамма объединяет предметы и придает особую звучность тем чистым цветам, которые подчеркивают свежесть только что разрезанного лимона или мягкий шелк голубой ленточки.
Со временем скромные завтраки Класа и Хеды уступают место богатым «десертам» Абрахама ван Бейерена (1620/21 —1690) и Виллема Кальфа (1622 —1693), включающими в натюрморты эффектные фаянсовые блюда, серебряные сосуды, драгоценные кубки и раковины. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее краски.
В дальнейшем развитие натюрморта идет теми же путями, что и все голландское искусство, утрачивающее свой демократизм, интимность, свою одухотворенность и поэзию, свое обаяние. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. При всей декоративности и мастерстве исполнения поздние натюрморты предвосхищают закат голландской живописи.
Социальное перерождение голландской буржуазии в последней трети 17 в. вызвало распространение новых тенденций в искусстве, связанных с тяготением буржуазии к вкусам французского дворянства. Сильно истощенная в войнах с Англией, Голландия утрачивает свое положение великой торговой державы. В это время ее искусство теряет связи с демократической традицией, утрачивает реалистическую основу и вступает в полосу длительного упадка.

Источник: www.vernisag.com.ua

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024