Истоки японского искусства восходят к 5 — 4 тысячелетиям до н. э. Но наиболее значительный вклад японской культуры в культуру мировую был сделан в эпоху средневековья. Период феодализма, начавшийся в 6—7 вв. н. э., затянулся в Японии вплоть до середины 19 в. Естественно, что развитие средневекового искусства протекало неравномерно на протяжении этого грандиозного отрезка времени. Вступление Японии в эпоху феодализма было обусловлено пробуждением экономической и духовной деятельности страны и ее активными взаимосвязями с соседними государствами — Китаем и Кореей. Культура средневековой Японии имеет много общего с культурой этих стран, а господствующая в Китае и Корее буддийская религия с 6 в. стала государственной религией Японии, слившись с древним культом поклонения природе (синтоизмом). Иноземные воздействия, органически соединяясь с местными народными традициями, изменяясь, способствовали созданию оригинального и высокого по своему уровню искусства. Дворцы и храмы, раскинутые среди зелени садов, росписи, умело сочетающие декоративную яркость со строгим лаконизмом, выявляющие самую суть явлений, отмечены безукоризненным вкусом. Недаром именно в Японии возникла формула: «Все излишнее безобразно».
Архитектура
Своеобразие архитектуры Японии обусловлено особенностями длительного периода феодализма и специфическими природными условиями страны. Она отличается устойчивостью основных конструктивных принципов и традиционных приемов, выработанных веками и применяющихся в равной мере и в жилой и в храмовой архитектуре.
В Японии, где исстари ощущался недостаток пригодной для жизни земли, где природа одновременно щедра и вероломна к людям, то низвергая на них с неба потоки воды, то выбрасывая на прибрежные селения гигантские волны океана, то сотрясая и ломая все подземными толчками, люди научились использовать пространство с максимальной экономностью и целесообразностью. В отличие от других стран Востока японская архитектура прошлого соразмерна человеку, проста и графична по своим линиям. Главным строительным материалом служило дерево. Из дерева возводились легкие постройки, основой которых являлся каркас. Между домом и землей оставлялось пространство для изоляции от влажности. Столбы, на которые опиралось здание, помогали ему выдерживать подземные толчки. Стены не имели опорного значения и могли быть легко раздвинуты, заменены более прочными на холодное время или сняты, оставляя пространство дома широко раскрытым на зеленый простор сада. Окон не было. На каркас натягивалась белая бумага, пропускающая в помещение ровный мягкий свет. Широкий карниз крыши предохранял стены от сырости и от палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение имело скользящие стены — перегородки, благодаря которым можно было создавать то одну, то несколько изолированных комнат.
На основе древнейшей традиции народного зодчества был сооружен храм в Исэ (основан в первые века нашей эры, перестраивается каждые двадцать лет, точно повторяя ранее созданный образец), посвященный богине солнца Аматэрасу (илл. 110). Он состоит из ряда прямоугольных в плане построек, окруженных стенами, выстроенными из золотистого японского кипариса. Храм украшает крыша из прессованного тростника, по коньку которой проложен ряд поперечных балок. Конструкции предельно выявлены, подчеркивая функциональную логику сооружения. Недаром ансамбль в Исэ пользуется славой «Храма архитектуры».
С 6—7 вв. в Японии начинают сооружаться буддийские храмы. Тип этих построек, сформировавшихся в Китае и Корее, имеет и свои особенности. Они ясно видны в буддийском ансамбле Хорюдзи (начало 7 в.) близ Нара. Окраска стен красным лаком, изогнутые края крыш, каменная платформа, на которой возведены постройки, система поддерживающих кровлю кронштейнов явились новшеством в японском зодчестве. Живописно и свободно распланированный среди густой зелени, ансамбль отличается более четкой графичностью линий. Он значительно миниатюрнее, чем многие пышные храмы Китая, создававшиеся в танское время.
Особого расцвета светская дворцовая и буддийская храмовая архитектура достигла в период образования мощного феодального государства, названного по имени столицы — Хэйан (ныне Киото, 794—1185). Дворцовая архитектура этого времени нарядна и радостна, торжественна и значительна. Для нее характерна изысканность украшения интерьера и создание больших парадных церемониальных залов. В императорском дворце в Киото широкое пространство зала с гладким полированным полом открыто на светлый простор засыпанного галькой двора. Группировка зданий вокруг центрального помещения и размещение вокруг них садов также характерны для того времени.
Вступление Японии в этап зрелого феодализма в конце 12 в. и образование классической феодальной иерархии с военной властью во главе ознаменовались новыми тенденциями в искусстве. В 13—14 вв. парадный стиль сменяется более простым и интимным. Здание разбивается на небольшие помещения. В комнатах появились ниши, куда вешались картины, в стены встраивались книжные полки. Пол устилался циновками. Начинается строительство красивых загородных резиденций, храмов, подобных небольшому трехэтажному Золотому храму (14 в.), названному так за золотой цвет крыши и стен. Как и виллы, он окружен густым и тенистым садом. Легкий и стройный, отражающийся в водах тихого озера, Золотой храм сочетает в себе простоту и ясность форм с нарядноностью колорита и изогнутых крыш.
Своеобразный вид искусства в Японии — оформление многообразных садов. «Сухие сады», состоящие только из гальки и камней, символизировали безбрежный океан с островами, где отдыхают по пути в рай души праведников; они удивительно гармонировали с графической четкостью и строгим сдержанным колоритом японского дома, составляя его неотъемлемую часть.
Шестнадцатый-семнадцатый века ознаменовались строительством крупных садово-парковых дворцовых ансамблей, отличавшихся свободной асимметрией плана. Наиболее выдающимся из них является ансамбль Кацура близ Киото. 17 в. — заключительный этап расцвета феодального зодчества — отмечен также и строительством пышных храмовых сооружений, подобно ансамблю в Никко, вычурность которого послужила образцом для подражания в европейских странах в 18—19 вв., воспринявших только один экзотический аспект японского искусства.
Скульптура
Буддийская пластика 6—7 вв. предназначалась для храмов. В главном здании Харюдзи — Кондо помещалась бронзовая скульптурная группа, выполненная скульптором Тори (623). Это изображение Будды на троне, объединенного нимбом с двумя бодисатвами, олицетворяющее идею милосердия. Простота и строгость геометрических линий, фронтальность и симметрия, вытянутость пропорций и отсутствие интереса к чувственной красоте характеризуют это произведение, не чуждое воздействия китайской пластики периода Вэй.
смешиваясь, переходят одни в другие, то воспроизводя голубые, белые и густо-синие струи водопада, то Фудзияму с багровой вершиной, осыпанную белым снегом, с синим подножием, как бы уже погрузившимся во тьму. Ирония горожанина и благоговейный восторг перед красотой мира сочетаются в творчестве Хокусая, чьи произведения одновременно просты и сложны, легкодоступны и требуют длительного раздумья. Достигнув своей вершины в творчестве Хокусая, гравюра во второй половине 19 в. клонится к упадку и возрождается лишь в современности.
Прикладное искусство
Взаимодействие прикладного искусства Японии с другими видами искусства было необычайно тесным. Одни и те же мастера изготовляли расписные и инкрустированные лаковые шкатулки, создавали станковые живописные произведения, иллюстрировали книги, расписывали керамические сосуды, веера и кимоно, раздвижные ширмы и стены дворцов. Мастера стремились брать за образец природу с ее естественностью и переменчивостью, с ее асимметрией и красотой неожиданных, но всегда строго закономерных сочетаний. Так, в древнейшем виде прикладного искусства — керамике — художники достигают гармонии узора и формы противопоставлением незаполненного фона и пятна или линии, использованием случайных затеков глазури, трещин, неровности поверхности, делая каждый сосуд уникальным. В посуде, предназначенной для чайной церемонии, узор подчас отсутствовал вовсе; красота ее — в осязательной прелести и простоте форм неровных и толстостенных пористых чаш, покрытых коричневой или серебристо-розовой глазурью. В них выявлены и подчеркнуты качества мягкого и пластичного материала. В разных местах страны изготовлялось множество типов керамических изделий, то густо-коричневых, то черных, то зеленых, то расписанных многохромным графическим рисунком, спокойных и мягких по оттенкам. В лишенном мебели помещении каждый предмет приобретал особую пластическую и пространственную выразительность, будь то яркое кимоно, ваза или букет цветов, составление которого стало особым видом японского прикладного искусства. Букеты гармонировали с определенным настроением, временем года, имели символический характер, вызывая разнообразные поэтические ассоциации. Широкое распространение получили плетенные из гибкого бамбука корзины, изделия из металла, лака. Японские мастера тонко учитывали декоративные особенности материала, эффекты, которые он может дать. Черный лак наносился на поверхность дерева, ткани или кожи по нескольку раз, затем расписывался яркими красными и золотыми красками, отчего изделия сияли как драгоценность.
Традиции японского искусства продолжают жить и в современном искусстве, находя новые претворения.
Иллюстрации
Источник: www.vernisag.com.ua