Шалапугина Елена
Вторник, 03.12.2024, 21:17
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Искусство Китая 4-века до н.є.
valj24-04Дата: Пятница, 17.04.2009, 00:41 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
В период Чжаньго (4—3 вв. до н. э.) и особенно в период Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.), когда страна объединилась в могущественное государство, в искусстве и литературе произошли большие перемены. Значительно расширяется круг тем. Наряду с фантастической символикой встречаются изображения людей и реальных животных.

Прикладное искусство
Широкое распространение получают бронзовые зеркала, отполированные до блеска с одной стороны и инкрустированные серебром и золотом — с другой, а также тонкие резные диски и украшения из просвечивающего матово-зеленого камня нефрита. Бронзовые сосуды, в отличие от более древних, становятся наряднее и богаче, их тонкие стенки инкрустируются драгоценными камнями и цветными металлами. Появляется множество нарядных бытовых изделий: подносы, музыкальные инструменты, мебель, посуда, утварь из лака, то есть естественного сока лакового дерева, слоями которого покрывали тонкую полотняную или деревянную основу. Когда лак застывал, его расписывали нежными серебристо-серыми, красными и черными узорами в виде завитков, напоминающих либо оперение красивой птицы, либо легкие перистые облака.

Архитектура и скульптура
Грандиозным созданием человеческих рук была Великая Китайская стена (илл. 104). Ее начали строить в 4—3 вв. до н. э. по северной границе Китая для защиты от ветров и от набегов диких кочевых племен. Первоначально она простиралась на 750 км, после многочисленных достроек ее длина превысила 3000 км. Суровая и огромная, пролегала она по неприступным голым северным вершинам, как гигантский змей, образуя причудливые петли и уходя вдаль белой полосой, поражая взор своей монументальной мощью, единством с гористой природой. Сложенная из лёсса и тростника, стена лишь впоследствии была облицована камнем, но и в таком виде оказалась чрезвычайно устойчивой. Средняя высота ее была от 5 до 10 м, ширина — от 5 до 8 ж. По верху стены пролегала дорога, огороженная зубцами с бойницами. Тяжелые прямоугольные башни, расположенные через каждые сто метров, служили для быстрой передачи световых сигналов.
На рубеже нашей эры были созданы многочисленные гробницы знати. Богатые люди и особенно царские семьи хоронились, по обычаям древности, в больших подземных сооружениях, к которым вели так называемые дороги духов — охранителей могилы, обрамленные скульптурами зверей и каменными пилонами. Близ Лояна, а также в провинциях Шаньдун и Сычуань сохранились не только остатки дороги духов, но и целые погребения, рельефы и керамические скульптуры. Все, что окружало человека при жизни, должно было сопровождать его и после смерти. В погребениях обнаружено множество глиняных раскрашенных моделей многоэтажных домов и башен, сделанных с большим искусством. Вылеплены композиции, изображающие людей на балконах, усадьбы с их обитателями, служебными постройками и пасущимся на лугу скотом. Часто эти сценки правдивы, несмотря на свою наивность и грубоватость.

Рельефы на стенах гробниц рассказывают о том, как представляли себе древние китайцы мир земной и небесной жизни. В глубокой тьме подземных погребений, на стенах коридоров, на каменных дверях и теперь можно видеть тонко и четко гравированные изображения то стражей в длинных халатах, охраняющих вход от злых духов, то фантастические фигуры феникса, дракона, черепахи и тигра, обозначающих стороны света, то божество созвездия Большой Медведицы, восседающей в своей колеснице из семи звезд, которую тащат запряженные в нее маленькие человечки-духи. Наиболее богаты по содержанию рельефы Шаньдуна и Сычуани. Рельефы погребения У Лянцы в Шаньдуне рассказывают о легендарных героях, о покушениях на жизнь императоров, о битвах между царствами, о сыновней любви к родителям, о создателях земли и неба. Они связаны также с древнейшими культами и верованиями, поклонением силам природы: дракону, горам, деревьям и т. д. Рельефы идут фризами, состоящими из небольших кирпичных, либо каменных плит, расположенных друг над другом. На каждой плите показана новая сцена, а рядом помещена надпись, поясняющая содержание. Боги и люди одеты в этих гравированных настенных изображениях одинаково — в одежду чиновников, но боги и цари даны более крупными размерами, чем простые люди. Их движения, позы довольно однообразны. И в то же время многие сцены удивительно правдиво и метко подмечены, полны динамики и построены на характерном для китайского искусства повторении ритма четких линейных силуэтов.

В рельефах из Сычуани породистые кони, мчащие легкие колесницы, сцены жатвы или охоты на диких уток выгравированы с большим мастерством. Точно переданы движения стреляющих из луков, так же как и полет испуганных уток, разлетавшихся по небу веером. Рядом с реальными сценами быта существуют и фризы с фантастическими сценами. Словно гонимые бешеным вихрем, мчатся галопом хвостатые чудовища с длинными курчавыми языками и туловищами диких кошек или ящеры-драконы с рогатыми головами, у которых хвосты перерастают в сложно заплетенный орнамент. Ритм движения этих плоских рельефов быстр, фигуры своим силуэтом напоминают то несущиеся облака, то пляшущие языки пламени.
Древний период, закончившийся с падением Ханьского государства в 3 в. н. э. после грандиозного восстания рабов, положил начало большой традиции китайского искусства, определил во многом ее дальнейшие пути и создал ту мифологическую основу, из которой долгое время черпали образы и темы мастера средневековья.

Иллюстрации

Источник: www.vernisag.com.ua

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024