произошло в 4—5 вв. н. э. (320—450 гг. н. э.) под властью династии Гуптов, образовавшей мощное государство в долинах Инда и Ганга. Этот период ознаменовал переходный этап к феодальным отношениям, к еще более жесткой кастовой системе. Вместе с тем объединение страны и долгий мир повлекли за собой новый подъем в литературе и искусстве и определили их большую однородность. Литература и изобразительное искусство этого времени отличаются человечностью и высоким мастерством. Тонким чувством природы и близости к ней эмоционального мира человека проникнута драма «Сакунтала» поэта Калидасы. Расцветает сценическое искусство Индии, во многом близкое по своим принципам живописи и скульптуре того времени. Скульптура и живопись
Именно в этот период были созданы самые замечательные росписи пещерных храмов Аджанты (3 в. до н. э. — 7 в. н. э.) (илл. 102), вырубленных в толще скал над живописной долиной реки Вагхора (провинция Бомбей). Это был своеобразный монастырь-университет, где жили и обучались монахи. Пять из его пещер были храмами — чайтья, тогда как двадцать четыре представляли собой монастыри — вихара. В Аджанте был создан тесный синтез архитектуры, скульптуры и живописи, составляющих нерасторжимое единство.
Фасады пещер, относящиеся к периоду Гупта, пышно декорированы скульптурой. Многочисленные статуи Будды и его учеников заполняют все углубления стен. Но кроме буддийских образов в храмах встречаются и более древние сказочные божества. Это возникающие из мрака пещер гибкие, как лианы, красавицы, таинственные духи природы, могущественный змеиный царь в тяжелом ореоле из семи кобр (илл. 101), богини-змеи и т. д. Скульптурные образы Аджанты продолжают традиции прошлого, но они совершеннее по мастерству, свободнее в движениях.
Внутренние помещения пещер Аджанты, их стены и потолки почти сплошь покрыты монументальными росписями, в которых воплотились живые человеческие переживания и разнообразные события из мира вымысла и действительности, легенды из жизни Будды, города с удивительными зданиями. На потолках изображены птицы, нежные и яркие цветы среди сочной зелени трав. Боги, люди и звери — все проникнуто поэзией, человечностью, любовью к природе. Сочные теплые краски, нанесенные на покрытый гипсом камень стен, представляют взору зрителя то сцену смерти молодой принцессы в кругу испуганных подруг и служанок, то прекрасных юных влюбленных. Индра, бог воздушного царства, словно плывет по небу в сопровождении стройных дев — небесных танцовщиц. Белые, голубые и розовые облака окружают его пышной пеной. Гибкая и тонкая линия, легкая светотеневая лепка придают телам особую пластичность и мягкость, роднящую живопись со скульптурой. Одна из самых красивых росписей изображает задумчивого и мечтательного царевича Бодисатву, по легенде сошедшего на землю для спасения людей. Все мечты о прекрасном, о воплощении в человеке идеала красоты и юности словно соединились в образе этого смуглого принца с тонкими дугами бровей и нежным округлым овалом лица.
Обогатившись духовной красотой античных образов, индийское искусство органически соединило ее с чувственной прелестью и пластическим совершенством древней пластики. Период истории Древней Индии явился важным этапом в формировании основных образов и эстетических принципов ее изобразительного искусства и литературы.
Иллюстрации
Источник: www.vernisag.com.ua