Раскопки в Мохенджо-Даро (в Синде) и Хараппе (в Пенджабе) показали, что в 3—2 тысячелетиях до н. э. в Индии складывались классовые отношения; велась широкая торговля с другими странами, особенно с Египтом и Шумером, существовала письменность, высокого совершенства достигли ремесла. Были обнаружены развалины городов с широкими улицами, трехэтажными домами из обожженного кирпича, бассейнами и водостоками. Здесь же были найдены предметы бронзового литья, ювелирного искусства, красно-черной лощеной керамики и скульптуры. Тонко вырезанные печати-амулеты из стеатита изображают либо фантастические божества, связанные с культом плодородия, либо животных. Уже в эти далекие времена скульпторы овладели мастерством пластической моделировки человеческого тела, положив начало длительной традиции изображения человека в индийском искусстве.
В середине 2 тысячелетия до н. э. культура древних городов, расцветшая в долине Инда, была прервана мощным нашествием кочевых племен ариев, постепенно смешавшихся с коренным населением. Созданный в это время литературный памятник — «Веды» (Знание) в поэтической форме рассказывает о религии, жизни и быте племен, населявших страну. Все представления о жизни, ранние научные сведения обобщены в этом произведении, полном наивной жизнерадостности и еще чуждом религиозного аскетизма. В гимнах воспеваются боги, олицетворяющие силы природы: Индра — грозу, Агни—огонь, Сурья Митра и Савитару — солнце. В «Ведах» рассказывается о музыке и об архитектуре. Селения индийских племен состояли из круглых в плане деревянных построек с полусферическим перекрытием и планировались так же, как и древнейшие города долины Инда.
В 1 тысячелетии до н. э. в Индии складываются крупные рабовладельческие государства, основным из которых было Магадха, владевшее почти всей долиной Ганга. Это время ознаменовалось подъемом экономики и культуры страны, в которой рабство не достигло развитых форм, свойственных античным государствам, из-за устойчивости первобытнообщинного уклада. Традиции в религии, литературе и искусстве Древний Индии также оказались необычайно прочными, сохранившимися на длительное время.
В новом государстве власть была захвачена жрецами-брахманами, а религия, получившая название брахманизм, отличалась от более ранних культов своим ярко выраженным классовым характером и утверждала разделение людей на сословия — варны, высшим из которых была варна жрецов — брахманов, а наиболее бесправным варна слуг — шудр. Брахманы оттеснили старых богов и ввели новых: Брахму — созидателя мира, Вишну — бога солнца, Шиву — божества страшной разрушительной силы, Индру — покровителя царской власти, и множество других. Эти боги стали постоянными образами индийского искусства. Во второй половине 1 тысячелетия до н. э. были созданы крупнейшие литературные произведения Древней Индии — «Махабхарата» и «Рамаяна», куда вошли все мифы, легенды и сказания о жизни народа, богах и героях. Эти своды индийской мифологии на протяжении столетий вплоть до наших дней питали и питают индийское изобразительное искусство.
Иллюстрации
Источник: www.vernisag.com.ua