Блестящего расцвета достигли в 14—15 вв. архитектура и искусство Средней Азии, которая с 1370-х гг. стала центром огромной империи Тимура. Жестокий и грозный завоеватель хотел, чтобы его столица Самарканд превосходила красотой и грандиозностью другие города мира. Здесь наряду с местными мастерами работали художники и строители, привезенные Тимуром из покоренных им стран — Ирана, Азербайджана, Афганистана, Ирака, Сирии, Индии. Архитектура
Дошедшие до нашего времени монументальные здания Самарканда, воздвигнутые при Тимуре и его преемниках, принадлежат к замечательным памятникам мировой архитектуры эпохи средневековья. Среди них — комплекс усыпальниц (мавзолеев) духовенства и знати Шахи-Зинда (14— первая половина 15 в.) (илл. 96). Расположенные по крутому спуску холма, мавзолеи представляют собой небольшие портально-купольные сооружения, близкие по характеру, но не повторяющие целиком один другого. Ансамбль создает возвышенный поэтический образ. Архитектурный декор здесь доведен до совершенства. Бесчисленными переливами сверкают поливные изразцы голубых куполов и порталов, покрытых тончайшим и разнообразным узором. Сочетание простых архитектурных форм с изощренной декоративной фантазией придает ансамблю Шахи-Зинда неповторимое очарование.
Гордостью Самарканда была соборная мечеть, предназначенная для тысячи молящихся и получившая в народе имя Биби-ханым. Ее строительство было закончено в 1404 г. Тимур требовал, чтобы самаркандская мечеть превзошла величественностью все здания мира. В своем первоначальном облике она представляла сложный архитектурный ансамбль, включавший стройные минареты, портально-купольные здания, грандиозные входные порталы. Время не пощадило этот замечательный памятник зодчества. Но даже в руинах он оставляет неизгладимое впечатление. Главным зданием ансамбля, противостоящим входу, была мечеть с огромной аркой, поддерживаемой восьмигранными минаретами, и увенчанная бирюзовым, как бы сливающимся с небом куполом. Особой величественностью, гармоническим чувством пропорций отличался ее интерьер. Мечеть Биби-ханым — одна из самых грандиозных и прекрасных в мусульманском мире — свидетельствует о смелости замысла и вдохновенном мастерстве создавших ее зодчих.
Торжественно монументальна усыпальница Тимуридов — Гур-Эмир в Самарканде (начало 15 в.) (илл. 94). В этом здании господствуют простые архитектурные объемы: восьмигранное основание, цилиндрический барабан и огромный ребристый сине-голубой купол. Внутреннее убранство мавзолея чрезвычайно богато: стены облицованы мрамором, резным стуком, покрыты орнаментальными росписями, вокруг надгробий расположена ажурная мраморная ограда, резные деревянные двери отличаются тончайшей ювелирной работой. Строгой красотой выделяется надгробие Тимура, выполненное из темно-зеленого нефрита.
Зодчество Средней Азии конца 14 — начала 15 в. находилось в тесном взаимодействии с архитектурой соседних стран и оказало на нее большое влияние. В 15 в., несмотря на то, что империя Тимура распалась на ряд феодальных самостоятельных государств, культурно-художественные связи между народами Среднего Востока продолжали укрепляться. В первой половине 15 в. застройка Самарканда, Бухары и других городов Средней Азии была продолжена внуком Тимура Улугбеком, который был выдающимся ученым-астрономом своего времени.
На площади Регистан в Самарканде было воздвигнуто медресе Улугбека (1417 —1420). Планировка медресе в значительной мере объяснялась замкнутым характером высшего мусульманского учебного заведения, в котором студенты не только учились, но и жили. Открытый прямоугольный двор окружен двухэтажными зданиями, где расположены кельи для учащихся. Они выходят во двор открытыми лоджиями. В середине каждой стены высятся четыре айвана, служившие местом для занятий. Медресе Улугбека отличается стройностью пропорций, единством архитектурных форм и изысканной красотой мозаик, сохранивших более чем за пять веков своего существования всю прелесть и свежесть чистых красок.
Строительство продолжалось в Средней Азии и в последующие столетия. Значительные сооружения воздвигались в Бухаре в 16 в. В Самарканде в 17 столетии был создан знаменитый ансамбль площади Регистан (илл. 95). Величественный ансамбль господствует над низкой жилой застройкой окружающих улиц. Ансамбль состоит из трех медресе, расположенных симметрично на трех сторонах почти квадратной площади: с западной стороны находится уже упомянутое медресе Улугбека, с востока и юга — медресе Шир-дор и Тилля-кари, сооруженные двумя столетиями позже.
Фасады медресе расположены так, что объединяющая их площадь воспринимается как открытый с одной стороны грандиозный двор с тремя громадными порталами. Геометрически четкие объемы сопоставлены в ясном ритме. Массивность зданий уравновешивается свободным взлетом стрельчатых арок порталов, мощными вертикалями минаретов. В спокойном величии застыли архитектурные колоссы, стены которых, купола, пилоны и минареты сверкают под южным солнцем яркими красками изразцовых узоров и надписей.
Прикладное искусство
Прикладное искусство Средней Азии тесно связано с бытом народа. Издавна Средняя Азия славилась своими тканями и особенно коврами. Особой известностью пользуются туркменские ковры. Еще в 13 в. Марко Поло оценил их «как самые тонкие и красивые в мире». Для туркменских ковров типичны четкий и строгий узор в форме розеток и благородный густо-красный тон, который варьируется от тепло-карминного до темно-вишневых, почти черно-красных оттенков.
Высоким совершенством отличались изделия из керамики, резьба по дереву и чеканка по металлу.
Миниатюра
Исключительной высоты в странах Среднего Востока достигло искусство оформления книги. Все поражает здесь: и виртуозное мастерство каллиграфа-переписчика, и тончайшая орнаментальность заставок и титульных листов, и великолепные миниатюры. Искусство миниатюры отличается прежде всего необычайно изощренным чувством цвета. На плоскости листа фигуры и предметы расположены подобно красочному узору, образ строится на основе тончайшего линейного рисунка и сочетания звучных и чистых цветовых пятен. Искусство миниатюры как книжной иллюстрации было глубоко созвучно возвышенной и цветистой поэзии средневекового Востока. Художники запечатлевали подвиги легендарных героев, битвы, торжественные пиры, лирические сцены, воспевающие высокие чувства любви и верности.
В своем развитии миниатюра Среднего Востока проходила ряд этапов, в ее историю значительный вклад вносили живописные школы Ирана, Средней Азии, Азербайджана, Афганистана. Крупнейшим мастером миниатюры конца 15 — начала 16 в. был Камаладдин Бехзад, работавший в Герате и Тебризе.
Творчество Бехзада стало общим наследием ряда народов Среднего Востока, между художественными культурами которых существовала тесная взаимосвязь. Сохраняя условный язык, присущий искусству миниатюры, Бехзад вносил в свои произведения непосредственность живых наблюдений. Многообразие окружающей жизни он воплощал в своих работах с такой убедительностью, какой до него не удавалось достичь никому из восточных миниатюристов.
Достоверных работ Бехзада в настоящее время насчитывается около двадцати. Одно из его наиболее известных произведений — поэтичные и отличающиеся тонкой наблюдательностью иллюстрации к поэме Саади «Бустан» (1488, Каир, Египетская Национальная библиотека). Очень интересны иллюстрации к «Зафар-наме» («Книге побед Тимура»), повествующей о событиях реальной истории. Миниатюры изображают походы Тимура, торжественные приемы и строительство мечети (илл. 97).
То, что было завоевано Бехзадом — интерес к жизни и бытовым подробностям, широкий показ пейзажа и архитектурного интерьера, мастерство в передаче разнообразных движений, поз и жестов персонажей,— оказало влияние на развитие тебризской школы миниатюры 16 в. в Азербайджане. Но в этой школе преобладали условно-декоративные черты, присущие миниатюре как жанру живописи. Тебризские мастера словно вобрали в себя всю неиссякаемую щедрость красок. Их произведения необычайно эффектны по колориту, сложны по композиции.
Самым крупным представителем тебризской школы был Султан Мухаммед, автор нескольких иллюстраций к рукописи «Хамсе» Джами (конец 15 в., Лондон, Британский музей), ярко эмоциональных, проникнутых чувством красоты, упоения жизнью. В его творчестве реально увиденное претворялось в глубокопоэтический, преображенный фантазией художника образ.
Значение средневековой восточной миниатюры не исчерпывается ее высокими декоративными качествами. Весь ее художественный строй рождает чувственное, радостное ощущение земного бытия. Догмы ислама лишь косвенно воздействовали на миниатюру, которая по существу своему оставалась чисто светским искусством.
Иллюстрации
Источник: www.vernisag.com.ua