valj24-04 | Дата: Пятница, 17.04.2009, 00:45 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
| Важными центрами средневековой культуры были Средняя Азия и Иран. В эпоху феодализма (переход к которому начался в 5—6 столетиях нашей эры) народы Среднего Востока опирались в своем художественном развитии на самобытные традиции иранской, закавказской и среднеазиатской античности. Вторжение арабов в 7—8 вв., а затем тюрков в 11 в. и самое разрушительное — монголов в 13 столетии наложило свой отпечаток на культуру стран Среднего Востока. Одним из последствий арабского завоевания было повсеместное распространение ислама. Но, как и на Ближнем Востоке, архитектура и искусство стран, где в эпоху феодализма господствовало мусульманство, отражали представления человека о мире и окружающей жизни в неизмеримо более широких и правдивых формах, чем это делала религия. Первоначально на Среднем Востоке культовые здания строились в форме арабской колонной мечети. Однако очень быстро появились свои, различные в отдельных странах и областях новые типы архитектурных сооружений. Одним из наиболее распространенных был тип четырехайванной постройки, развивающейся как в культовом (мечеть, медресе), так и гражданском зодчестве (дворец, караван-сарай). Четырехайванная постройка — это обычно большое сооружение с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается высокий стрельчатый айван-сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор. Мощные пилоны айванов, поддерживающие арки, образуют величественные прямоугольные порталы. Самый крупный по размерам портал, украшенный по бокам стройными минаретами, возведен на главном фасаде здания. Наряду с четырехайванной композицией распространение получили и простые портально-купольные постройки, сочетающие портал и замкнутый куб здания, перекрытый куполом. Огромная роль принадлежала орнаменту, покрывавшему большие архитектурные плоскости. Первоначально орнамент, исполненный из кирпича и резных терракотовых плиток, был монохромным. Но с 12 в. стали применять облицовку из красочной керамической мозаики и ярко расписанных глазурью плиток. Архитектурный декор отличается обилием мотивов и форм растительного и геометрического узора, богатством ритма, звучностью цвета, где преобладали два тона — сине-голубой итерракотово-желтый. Это основные тона неба и земли городов Средней Азии, своеобразно претворенные в искусстве. Зодчие и орнаменталисты превосходно решали в своих лучших произведениях проблему синтеза архитектуры и полихромного узора. Источник: www.vernisag.com.ua
|
|
| |