В эпоху переселения народов и образования варварских государств в Западной и Центральной Европе совершается процесс взаимопроникновения античной и примитивных культур варварских народов, находившихся в стадии разложения первобытнообщинного строя. В отличие от античной основы византийского искусства в искусстве Западной и Центральной Европы уже с 5 в. на первый план выступают «варварские» элементы: образы народной мифологии и фантастики, исполненные напряженного чувства жизни, орнаментальные мотивы «звериного стиля», птиц, зверей, различных чудовищ, демонов. В их изображениях сплетались древние магические представления, страх перед стихией природы и христианские учения о греховности мира, враждебности его человеку. Плодотворное воздействие на формирование искусства Западной Европы оказало прикладное искусство Востока. Однако интерес к античности не иссякал. Вместе с унаследованным от античности христианством средневековье воспринимает и многие художественные формы, возникшие под воздействием христианского культа в искусстве Древнего Рима. Народы Западной и Центральной Европы более свободно претворяют классическое наследие, чем византийцы. В античном искусстве их привлекает объемно-пластическая выразительность, в зданиях романского стиля чувствуется ясная классическая композиция, благородная простота форм.
Средневековое искусство Западной и Центральной Европы в своем развитии (десять столетий) прошло три этапа: дороманский (6—10 вв.), когда только складывались черты стиля, и основные — романский (11 — 12 вв.) и готический (конец 12 в., 13—14 вв.). В некоторых государствах пережитки средневекового искусства продолжали жить в 15 и 16 вв.
Источник: www.vernisag.com.ua