Последний расцвет византийское искусство переживает в 13—14 вв., в период правления династии Палеологов. Осаждаемая со всех сторон врагами, раздираемая внутренними противоречиями, Византия собирает последние силы. Патриотический подъем после победы над крестоносцами и антифеодальное движение вызвали появление новых тенденций в искусстве. Церковные догмы подвергаются рационалистической критике, возрождается интерес к точным наукам, к угасающей античной традиции, в которой писатели и художники видели основу национальной культуры. Живопись
Новое направление искусства наиболее ярко проявилось в живописи, в мозаиках и фресках Кахрие-Джами в Константинополе (ок. 1310 г.) (илл. 73). Повествовательный стиль циклов, посвященных жизни Христа и богоматери, продолжает традицию столичной школы живописи, но богословская догматика уступает место драматическому переживанию евангельской легенды. Фигуры становятся легкими, изящными, полными порывистых движений. Они располагаются в несколько планов. Лиризмом проникнуты сцены из жизни Марии: в них и трогательная нежность в изображении сцен детства и юности и напряженный трагизм в сценах страданий. Чувства раскрываются в действиях посредством мимики выразительных лиц и жестов. В композиции «Упреки Иосифа» в поникшем силуэте Марии, ниспадающем ритме складок и плавных движениях переданы ее печаль и смущение, в резких движениях Иосифа — его гнев. Вводятся отдельные жизненные детали, динамичный архитектурный пейзаж, который рождает впечатление некоторой воздушности фона. Причудливая архитектура, горки и деревья объединены с фигурами людей тончайшим ритмом линий. Одновременно они декоративно заполняют люнеты и плоскости простенков и хорошо связаны с реальной архитектурой («Путь в Вифлеем»). В живописной манере проявляется подражание иконе. Дополнительные тона придают насыщенность нежно-розовым, пурпурным, фиолетовым, светло-зеленым краскам, определяющим очарование этого ансамбля.
Новые тенденции, наметившиеся в искусстве палеологовского времени, не получили дальнейшего развития. Византия осталась верна подчеркнуто спиритуалистическим идеалам. При всем блеске хрупкое искусство Палеологов олицетворяет закат большой культуры. С наступлением феодальной реакции в живописи вновь реставрируется строгий плоскостной стиль. Привязанность византийцев к традиции и традиционным канонам сковывала творческое воображение. В 15 в. искусство утрачивает монументальный размах и значительность. Завоевание Византии Турцией в 1453 г. резко изменило дальнейшую судьбу ее дряхлеющего искусства.
Тысячелетнее существование Византии сыграло большую роль в истории мировой культуры. Здесь были созданы типы монументальных церковных зданий с декоративными циклами, распространившимися в средневековом искусстве Европы, южных славян, Древней Руси, Закавказья. Историческая миссия Византии заключалась и в том, что она своеобразно развила и передала последующим векам античную традицию и завоевания культуры эллинизированного Переднего Востока, обогатив их новыми открытиями. Многие византийские мастера работали за пределами империи. К византийскому искусству обращались итальянские, русские, болгарские, сербские, грузинские, армянские зодчие и живописцы.
Источник: www.vernisag.com.ua