Становление раннего феодализма в Византии (7—9 вв.) привело к глубоким социальным конфликтам, проявившимся в религиозно-еретических движениях крестьянско-плебейских слоев общества — иконоборчества и павликианства,— которые захватили прежде всего византийский Восток. Народ выступил против социального неравенства, церковной иерархии, против монастырей, отрицал возможность изображения божества в человеческом облике. Период иконоборчества длился с 726 до 843 г. Борьбу иконоборцев поддерживали и императоры, заинтересованные в укреплении военно-земледельческой знати, извлекавшей большую выгоду из борьбы против папства и монастырского землевладения. При иконоборчестве возродились светская традиция античного искусства, мотивы эллинистических декоративных росписей, народного искусства Востока, абстрактной символики. С движением иконоборчества связан расцвет книжного орнамента. Но иконоборчество в целом было мало плодотворно для искусства, так как больше разрушало, чем создавало новое. Феодальная реакция разгромила широкое народное движение. Вновь было восстановлено иконопочитание, народное влияние в искусстве оттеснено. В 9—12 вв. феодальные отношения получают полное господство. В эпоху Македонской династии (867—1057) и династии Комнинов (1057— 1185) византийская художественная культура переживает новый расцвет. В 9—12 вв. завершается сложение зрелого средневекового стиля, в котором наиболее полно выразилась византийская религиозность. В искусстве усиливаются спиритуалистические тенденции, оно подчиняется строгим догматическим правилам. Архитектура
В византийской церковной архитектуре с 9 в. утверждается новый тип
крестово-купольного храма, воплощенного впервые в базилике Василия Македонянина в Константинополе. Его купол на высоком барабане в центре здания опирается на четыре столба и четыре крестообразно расходящихся «рукава», крытые цилиндрическими сводами.
Композиция византийского храма 10—12 вв. распадается на самостоятельные объемы и пространственные ячейки. Освещенное подкупольное пространство отделяется от боковых обходов колоннами или аркадами. Наружные объемы группируются вокруг главного купола, повышаясь к центру. Гармоничное сочетание развитого интерьера и выявляющей его наружной композиции отличает их от ранневизантийского типа храма. Динамичный ритм построек 6 в. уступает место застывшей массе пластически выразительных объемов, ажурность стен — их торжественной глади. Нарастание форм к центру усиливает собранность пирамидальной композиции храма, суровое величие которого соответствует требованиям церковных обрядов. Типичными памятниками крестово-купольного храма являются церкви Католикон в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде (первая половина 11 в.) и св. Феодора в Афинах (1049). Рациональность конструктивной системы, законченность композиции способствовали распространению этого типа храма за пределами Византии.
Живопись
В 9 в. складывается законченная каноническая система Церковной
росписи. Композиции мозаик подчеркивают архитектурную конструкцию, В главном куполе изображается Христос Вседержитель (Пантократор), по сторонам от него — ангелы-хранители четырех стран света; под ними евангелисты и апостолы. Многофигурные евангельские композиции украшают люнеты и стены трансептов, Оранта (Молящаяся богоматерь) — алтарную апсиду. В живопись проникает идея иерархии. Пантократор уподобляется самодержцу, святые — придворным и т. д. Тем не менее интерес к античности не иссякает. Он обнаруживается и в изучении литературы и философии и дает себя чувствовать в произведениях Константинопольской школы, замечательными памятниками которой являются мозаики св. Софии в Константинополе. В наиболее ранних из них (середина 9 в.), расположенных в конхе апсиды и в виме (проход, идущий к апсиде), образы богоматери и архангела Гавриила полны взволнованности, духовных порывов. Мастер, исполнявший их, продолжает традицию Никеи.
Во второй половине 11—12 вв. при Комнинах утверждается торжественный византийский стиль. Фронтально стоящие, не связанные друг с другом фигуры утрачивают материальность, лица приобретают аскетический характер. Пространственная среда схематизируется, колорит становится плотным, условным, главное внимание сосредоточивается на тонкой разработке духовной стороны образа. Неподвижность, состояние созерцательного покоя становятся воплощением наивысшей религиозности. К лучшим памятникам этой поры относятся образы Христа, Марии и Иоанна в южной галерее св. Софии Константинопольской, где сохраняется еще свобода трактовки форм. Самым классическим произведением византийской живописи второй половины 11 в. являются мозаики церкви монастыря Дафни (близ Афин). Этот ансамбль отмечен разнообразием и ясностью композиций, искусно вписанных в архитектурные плоскости.
Лаконизм передачи сюжетов — сдержанность жестов, строгость деталей — сосредоточивает внимание на внутренней характеристике образов, отличающихся изысканной красотой. Глубокой эмоциональности и силы исполнен образ Пантократора (илл. 70), сурового, с широко раскрытыми глазами, с выражением укоризны и гнева, мудрости и трагического переживания. Утонченное мастерство рисунка в мозаиках Дафни сочетается с богатством цветовых оттенков, но формы утрачивают пластическую выразительность, выполнение становится суше, линейнее.
Основной формой станковой живописи в Византии стала иконопись, значение ее возросло в послеиконоборческий период; исполнявшиеся в технике энкаустики и яичной темперы иконы, возможно, восходили к ритуальным фаюмским портретам. Иконный образ изображал человека как бы в потустороннем, утратившем земную оболочку, «священном» образе. Индивидуальные черты заменялись канонизированным «ликом» святого, который обусловливался иконографическими правилами. Вопреки каноничности изобразительных приемов в иконных образах проявилось живое человеческое чувство.
Шедевр византийской живописи первой половины 12 в.— икона столичной школы Владимирская богоматерь (Москва, ГТГ), иконографического типа «Умиление» (младенец прижимается щекой к щеке матери) (илл. 72). В первоначальном виде сохранились только лица богоматери и Христа, свидетельствующие о проникновенной наблюдательности мастера, сумевшего передать тончайшие оттенки человеческих чувств и мыслей. Внутренняя близость матери и младенца никогда прежде не была раскрыта в искусстве с такой глубиной. Христос нежно обнял шею богоматери, прижался к ее щеке, ласкаясь и как бы ища защиты. Внимание приковывают поразительные глаза Марии, в которых отразилась глубина трагического прозрения. Склонившись к младенцу, она смотрит перед собой проникновенным взглядом, в котором безграничная любовь, вытесняющая из сердца все другие чувства, омрачается предвидением скорбной судьбы сына. Тонкие черты лица богоматери, слегка обозначенные изогнутыми линиями, полны сдержанности и благородства. Мягкие полутона живописи, оливково-розовая, теплая гамма красок соответствуют строго очерченному изящному рисунку. Нежность и прозрачность теней смягчают резкость линий. Освещенное лицо Христа написано в более свободной манере, краски положены густыми мазками, напоминающими технику энкаустики. Этот контраст живописного исполнения еще больше подчеркивает одухотворенность образа богоматери.
Непрерывные войны (сначала с Болгарией, а затем с турками-сельджуками и норманнами), которые вела Византия, подрывали ее экономику, вызывая обострение классовых противоречий. Крестовые походы и взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. сыграли трагическую роль в судьбе державной империи.
Источник: www.vernisag.com.ua