Средневековое искусство возникло и существовало на почве феодализма, более прогрессивной общественной формации по сравнению с рабовладельческим строем. Утверждение феодализма сопровождалось развитием местных производительных сил, распространением культурных завоеваний в отдаленные от больших центров города и селения. Культура проникает в широкие слои народа глубже, чем в древнем мире, в искусстве сильнее ощущаются народные веяния. В средние века были заложены основы национальных культур, национального искусства, возникло множество местных школ. Это было время расцвета безымянного народного искусства; неистощимая фантазия народа особенно ярко проявлялась в расцвете декоративных форм и прикладного искусства, на почве которых возникает монументальное синтетическое искусство.
Искусство средних веков обращается ко всему народу. Античного раба, стоящего вне гражданской и духовной жизни общества, сменил крепостной крестьянин, который при своем бесправии все же признавался членом гражданского коллектива. Сознание народных масс изменилось. Мысль о равенстве людей, зародившаяся в период кризиса рабовладельческой системы, возрождается в средневековых ересях, которые вспыхивали повсеместно, захватывая огромные области. Средневековое крестьянство, объединенное в общины, горожане — в городские коммуны, сплоченно выступали против феодалов. Внутри феодального общества зрели силы, которые привели его к разрушению, а вместе с тем и к рождению нового общественного уклада. Религиозные догматы христианства, буддизма, мусульманства накладывали печать на философию, мораль, нравственные представления. Религии средневековья освещали феодальный строй с его сословной иерархией, оправдывали страдания народа. Однако в недрах средневековой схоластики, в спорах философов Западной Европы, в науке народов Ближнего и Среднего Востока, в борьбе религиозных течений Китая и Индии раскрывались новые важные стороны восприятия мира, углублялось его познание х. На смену представлению о мире, как о чем-то завершенном и гармоничном, приходит восприятие действительности в ее драматической сложности.
В христианстве обнажается противоречие между духовным и материальным миром человека. Образ человека в искусстве утрачивает разумную ясность и внутреннее равновесие, характерные для античных героев. Но духовный мир человека обогащается, в нем открывается многообразие чувств и переживаний, порой поражающих своим драматизмом. Образы, созданные безвестными художниками средних веков, воздействуют то силой внутренней сосредоточенности и философского самоуглубления, то страстной взволнованностью, высоким духовным подъемом, то мечтательностью или гармоничной созерцательностью. Расширяется и сфера явлений, отображаемых в искусстве. Человек перестает быть центром мироздания. В нем видят лишь частичку вселенной, подчиненную ее неведомым силам. Возникает всеобъемлющий взгляд на окружающий мир, воплощающий собой божество. Отдельные явления приобретают значительность, поскольку рассматриваются как проявления величия целого.
Всеобъемлющий взгляд на мир нашел отражение в огромных синтетических ансамблях, в грандиозных храмах с сотнями статуй и росписями. Синтез всех видов искусств при господствующем значении архитектуры — крупнейшее завоевание средневековья.
Средневековое искусство по своим формам являлось религиозным, символическим, отвлеченным. Художники создавали свои произведения для церкви христианской, буддийской, мусульманской. Светское искусство существовало, но не оно определяло характер художественной культуры этой эпохи. Средневековое искусство было религиозным потому, что само мышление людей средневековья было религиозным. Это накладывало отпечаток на все формы жизни общества и ограничивало возможности искусства. Христианская религия проповедовала, что все земное является лишь слабым отображением небесного. Искусство поэтому не должно было следовать природе. Оно обращалось к символам и аллегориям. Презрение к земному во имя повышенной одухотворенности нарушало привычное сходство с натурой. Более того, в искусстве Среднего Востока мусульманство запрещало в религиозных памятниках изображение человека.
Содержание средневекового искусства не ограничивалось, однако, только областью официальных религиозных идей. В христианстве, буддизме, мусульманстве были идеи, непосредственно связанные с жизнью, с идеалами, нравственными представлениями и стремлениями народа. Мифология, народная фантазия, поэтическое отношение к миру определили силу и яркость образов средневекового искусства, их высокое художественное совершенство. В нем получили широкое развитие темы материнской любви, глубоких страданий, стоического мужества, нравственного совершенства, красоты природы и мироздания. Средневековье обнаруживает в мире зло и уродство, впервые в нем разрабатывается проблема характерного, гротескного. Тем самым открывались новые перспективы развития мирового искусства последующих веков.
Культура средневековья исключительно богата и разнообразна. Развитие феодальных отношений привело к возникновению многочисленных центров культуры в различных частях мира, находящихся во взаимодействии.
Искусство многих государств Европы и Азии (Китая, Индии, Древней Руси) достигло в это время высокого развития. У некоторых народов, например Китая, именно в эпоху средних веков оно пережило настоящий расцвет; интерес к разнообразным сторонам жизни породил развитие пейзажа, натюрморта, бытового жанра, портрета. В то время как в византийском искусстве сильны черты аскетизма, отрешенности от всего земного, в искусстве Индии ярко проявляется чувственное восприятие мира, ощущение мощного, стихийного начала природы. Поэтически красочное отображение жизни и ее чувственных радостей отличает восточную миниатюру.
Высшие достижения средневековья воплотились в монументальной архитектуре. Она выражала не только религиозно-фантастические стороны сознания, но и служила олицетворением творческой воли человека, могущества труда большого коллектива. Византийские храмы, романская и готическая архитектура Европы, арабские мечети, дворцы и храмы Индии, Китая принадлежат к классическим сокровищам мирового искусства.
Источник: www.vernisag.com.ua