Шалапугина Елена
Четверг, 21.11.2024, 16:40
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Искусство древней Греции
valj24-04Дата: Пятница, 17.04.2009, 01:49 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline
Своеобразие общественного и исторического развития Древней Греции определило особо важное место древнегреческого искусства в развитии культуры и искусства человечества. В Греции, несмотря на наличие рабства, долгое время большую роль играл свободный труд ремесленников и земледельцев. Лишь к концу 5 в. до н. э. рабовладение стало оказывать разрушительное действие на труд свободного производителя. В рамках рабовладельческого общества в Древней Греции сложились первые в истории принципы демократии, которые дали возможность сформироваться передовым идеям, утверждавшим красоту и величие человека. Несмотря на то, что благами демократии пользовались лишь свободные члены полиса,— рабы полностью исключались из сферы общественной жизни, являясь лишь одной из форм собственности,— эта ограниченная демократия все же представлялась важным шагом по пути прогресса в истории общества.

Греческие племена населяли южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и узкую прибрежную полосу малоазийского побережья. Перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу, они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока, греческие города-государства были очень малы. Полис, то есть город и прилегающая сельская округа, часто насчитывал лишь несколько тысяч семей. И все же не могущественные державы Древнего Востока с их тысячелетней культурой, а сравнительно бедные и небольшие греческие полисы создали великий перелом в судьбах мировой культуры и искусства.

Произведения греческого искусства поражали последующие поколения реализмом и гармоническим совершенством, героикой жизнеутверждения и уважением к достоинству человека. Не случайно Софокл,, великий творец трагедий, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».
В пору наивысшего расцвета греческой рабовладельческой демократии в 5 в. до и. э. сознание свободного грека было проникнуто чувством гражданской ответственности, в органическом единстве соединялись в нем личные и общественные интересы. Наиболее значительные постройки, а также произведения монументальной скульптуры и живописи принадлежали общине, а позже городу-государству. Вплоть до 4 в. до н. э. в частном пользовании отдельных граждан находились лишь небольшие статуэтки и произведения прикладного искусства (вазы и т. п.).
Греки придавали большое значение доблести человека, проявляющейся в его облике и поступках. Человек — гражданин полиса—мыслился как всесторонне развитая личность: он участвует в решении государственных дел, закаляется физически в гимнастических играх, в случае необходимости он становится воином. Полис стремился также обеспечить всестороннее развитие его эстетических потребностей.

В связи с этим возникло понятие о совершенной человеческой личности, об идеале. Много внимания уделяли греки воспитанию мужественного человека-гражданина, его духовных и физических качеств. Физическая и волевая закалка имела огромное значение в подготовке полноценного участника народного ополчения — защитника отечества. Вместе с тем спорт, постоянная тренировка воспринимались как непременное условие воспитания гармонически развитого прекрасного человека. Общегреческие спортивные состязания в Олимпии (на Пелопонесском полуострове), которые проводились раз в четыре года, приобрели огромное значение: это был смотр физической и духовной доблести. По олимпиадам велся счет времени, победителям сограждане воздвигали статуи. Созерцание на состязаниях прекрасных обнаженных форм и вместе с тем представление о неразрывной связи физической силы и красоты с морально-эстетическим идеалом способствовали расцвету искусства, в частности скульптуры. Большую роль в развитии эстетического чувства играли общественные культовые празднества, а затем театральные представления, состязания певцов, торжественные процессии в честь бога—покровителя полиса. Например, традиционное шествие афинян в праздник Больших Панафиней, посвященное богине Афине, являлось, по существу, демонстрацией могущества и красоты греческого народа.

Искусство Древней Греции было связано с религиозным культом и с мифологией. Но греческая религия не знала ни касты жрецов, ни вероисповедной догматики, которая накладывала свою печать на искусство Египта и Двуречья. Греки почитали память своих предков-героев, наделяя их всеми чертами возвышенной человечности, почитали определенные места в природе (места подвигов, знаменательных событий в жизни). Культ мест и героев имел государственное значение. Он утверждал высокое представление о человеке, о жизни родной общины, родного полиса. Каждая община в Греции имела своего бога-покровителя, олицетворяющего органическое единство ее членов. Религиозные верования греков имели общие истоки с народной мифологией, сложившейся еще в конце доклассового общества. Они воплощали в наивно-фантастических и художественно-наглядных образах всю сумму представлений греков о действительности. В чрезвычайно разнообразных мифах древних греков содержались зачатки науки, философии, а не только религии. Маркс подчеркивал, что «греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву»1.

Характерная черта мифологической подосновы греческого искусства — очеловечение ее образов. В образах Аполлона (бога солнца), Афины (покровительницы ремесел и земледелия) и других богов и героев греки воплощали свое представление о совершенных качествах человека, о господстве разума, закона, гармонии, порядка, как качеств общественных, побеждающих в героической борьбе неразумное, звериное начало. Греческие храмы постоянно украшались изображениями, утверждающими красоту и величие человеческого коллектива, например, победоносной борьбы людей — греков, руководимых Аполлоном, с безобразными кентаврами (согласно мифам, кентавры — полулюди, полукони), которые воплощали темные стихийные силы природы.
Поэтическая сила мифологических образов способствовала утверждению реализма в греческом искусстве.

Философские взгляды, отчасти политические воззрения и прежде всего литература и искусство Древней Греции, непосредственно или через эллинистическую и римскую культуру оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества: «без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом,— писал Ф. Энгельс,— не было бы и современной Европы»2.

История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошли следующие периоды развития:
1. Гомеровская Греция (11—8 вв. до н. э.).
2. Архаика, период образования рабовладельческих городов-государств (7—6 вв. до н. э.).
3. Классика, период расцвета греческих городов-государств (5 и три четверти 4 в. до н. э.). В этом периоде принято выделять раннюю классику (490—450-е гг. дон. э.); высокую классику (450—410-е гг. до н. э.); позднюю классику (конец 5 — три четверти 4 в. до н. э.).
С конца 4 по 1 в. до н. э. наступает так называемый эллинистический период.


Источник: www.vernisag.com.ua

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024