Большие перемены в искусстве Передней Азии произошли в 1 тысячелетии до н. э. и были связаны с возвышением Ассирии, занимающей среднее течение Тигра (север современного Ирака). Мощь государства, завоевавшего огромные территории, централизация власти в руках царей, соприкосновение с Египтом способствовали сложению искусства, прославляющего силу правителей и доблесть воинов. Грандиозные крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты и животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство. Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад), сооруженный в 8 в. до н. э., дает представление о размахе архитектурных замыслов того времени. Дворец, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи (высотой 14 м). Он делился на три части, включая парадные, жилые и религиозные помещения, группирующиеся вокруг открытых внутренних дворов. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат высился рядом с башнями и покоями царя. По сторонам огромных ворот были расположены фигуры крылатых быков — «шеду» с головами людей, с крыльями орлов, словно идущих и стоящих одновременно, благодаря дополнению в профильном изображении еще одной, пятой ноги (илл. 15). Порожденные фантазией их создателей, они воплощали могущество сил природы и были призваны охранять царя. Помещения дворца были украшены многоцветными росписями и рельефами. Плоские, четкие и жесткие по своему ритму, подчиненные строгим канонам, рельефы изображали то легендарного героя Гильгамеша, побеждающего льва, то военные походы царей.
Наиболее совершенные рельефы украшали дворец Ашшурбанипала (669 — ок. 635 г. до н. э.) в Ниневии (илл. 17). Зрелое мастерство проявилось здесь в возросшей динамике, в чеканной лепке фигур. Мчащиеся галопом кони, как и фигуры всадников, полны напряжения и силы. Сцены гибели газелей, диких лошадей и львов полны драматизма. Гладкий фон как бы передает суровый дух пустыни, где, пронзенная стрелами, издает свой последний предсмертный рев раненая львица (669— ок. 635 г. дон. э., Лондон, Британский музей) (илл. 16). Сильный и гордый лев мучительно изрыгает из пасти кровь. Смелость и простота приемов раскрывают напряженность чувства.
В 612 г. до н. э. завоеванная Вавилоном и Мидией Ассирия пала. Однако ее искусство оказало влияние на другие страны древнего мира, особенно на искусство Урарту.
Источник: www.vernisag.com.ua