Одной из наиболее древних культур наряду с египетской была культура стран Передней Азии. В долинах рек Тигра и Евфрата, а также прибрежных районах Средиземного моря и горных районах центральной части Малой Азии на протяжении трех тысячелетий создавались, возвышались и гибли под натиском врагов тесно взаимосвязанные рабовладельческие государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия. Вместе с тем каждое из этих государств внесло свой вклад в историю мирового искусства.
Искусство Передней Азии во многом соприкасалось с культурой Древнего Египта. Его каноничность и условность определялись религиозными культами и обожествлением власти царя. Главенствующую роль играла монументальная архитектура, тесно связанная с другими видами искусства. Однако имелись и черты своеобразия. В архитектуре из-за отсутствия камня применялся менее долговечный кирпич-сырец, часто употреблялись цветные изразцы, что придавало зданиям более звучный, яркий колорит. Менее совершенная, по сравнению с египетской, пластика отличалась большой эмоциональностью. Разрабатывается и новая тема в рельефе — историческая, подробно повествующая о походах и войнах. В 4—3 тысячелетиях до н. э. распространение получают круглая скульптура и глиптика — резные цилиндрические печати-амулеты, покрытые тонкими рельефами. В скульптуре применялась яркая расцветка, часто вводившаяся в виде инкрустаций. Памятников искусства народов Передней Азии сохранилось до наших дней значительно меньше, чем памятников искусства Египта. Войны, пожары, равно как и непрочные строительные материалы способствовали их разрушению. Остатки храмов древнего Двуречья 4—3 тысячелетий до н. э. свидетельствуют о том, что эти сооружения возводились на платформах из сырцового кирпича. Они положили начало длительной архитектурной традиции. Дворцы и храмы шумерийских городов 3 тысячелетия до н. э., такие, как храм в Эль Обейде, были построены из сырца и украшены скульп-турой, покрытой медными листами и перламутровой инкрустацией, придававшими им нарядность.
При храмах были созданы своеобразные культовые ступенчатые башни-зиккураты, их ступени соединялись лестницами и окрашивались в цвета: черный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич). Мощные, квадратные в плане, они напоминали ступенчатую пирамиду, однако более сложную и тяжелую по своим формам.
Скульптура и рельефы древнего Шумера несколько грубы и тяжеловесны, но в них ощущается большая внутренняя сила. На протяжении веков постепенно выкристаллизовывался более зрелый стиль искусства. В монументальной скульптуре, посвященной изображению правителей и божеств, проявляется интерес к разработке черт лица, эмоциональности. Таковы мраморная женская голова из Ура (31—22 вв. до н. э., Филадельфия, Музей) с инкрустированными лазуритом ярко-синими глазами, мягкими прядями волос и портрет правителя Гудеа из Лагаша (22 в. до д. э., Париж, Лувр) с его характерным овалом массивного лица, жестким подбородком, исполненный внутренней силы.
Источник: www.vernisag.com.ua