(30—24 века до н. э.) Расцвет искусства Древнего Египта начинается с 3 тысячелетия до н. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, росло использование рабского труда. Укрепление неограниченной власти
правителя, его обожествление приобретали все более широкий размах. Фараоны объявили себя сынами солнца, которое почиталось как бог живых царей; богом умерших был Осирис. В основе почитания бога Осириса лежало обожествление древних представлений о ежегодно умирающих и воскресающих силах природы. Дальнейшее развитие приобрел древний заупокойный культ. Египтяне верили, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они считали двойник («ка»), соединение с которым означало дальнейшую жизнь. Статуи умирающего как бы заменяли собой тело, подверженное тлению, чтобы душе было куда вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура Древнего Египта, с самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точному портретному изображению. Загробный мир не представлялся египтянам мрачным. Умерший, помещенный в гробницу, как бы переселялся в новый дом, продолжая нуждаться в пище и жилье. Строительство кирпичных гробниц было развито с глубокой древности.
Архитектура
Особое значение с 3 тысячелетия до н. э. в связи с культом фараона приобрело строительство гигантских гробниц. По своему характеру эти гробницы восходили к древним жилищам. Они состояли из подземного помещения, куда ставился саркофаг, и масштабы — надземного холма, облицованного кирпичом. Однако в нарастающей грандиозности гробниц фараонов III династии сказалось желание возвеличить в веках жизнь правителя, противопоставить зыбкости и непостоянству земной жизни идею вечности жизни загробной.
Архитектура гробниц и храмов заняла в искусстве Египта ведущее положение, остальные виды искусства дополняли ее, образуя совместно единый и неразрывный комплекс.
Поиски наиболее совершенной и грандиозной формы гробницы видны в усыпальнице-пирамиде фараона Джосера в Саккаре (28 в. до н. э.), которая достигала в высоту более 60 ж и состояла из семи убывающих кверху мощных каменных ступеней. Зодчий Имхотеп, создатель этого со-оружения, возвел пирамиду посреди сложного ансамбля дворов и храмов. Он выделил ее среди окружающих строений, сообщив ей движение кверху. Однако здесь еще не были достигнуты та ясность и простота, тот ничем не сдерживаемый плавный подъем ввысь, которые выражены в пирамидах фараонов последующей IV династии.
Одним из «семи чудес света» называли пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина (28 в. до н. э) (илл. 7), высящиеся в Гизе. В сознании людей последующих поколений они отождествляются со всем искусством Египта, с природой и обликом этой страны. Возведенные среди пустыни из светлого камня, они суровы и строги. Их образ воплотил в себе величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам деяние своих рук и разума. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных блоков, подчинена чрезвычайно простой и ясной мысли. Каждая из пирамид представляет собой в плане квадрат, а стороны ее — равнобедренные треугольники. При ослепительном солнце падающие резкие и четкие тени еще больше подчеркивают рациональную ясность этих сооружений, простота которых порождена не бедностью фантазии, а огромным мастерством обобщения, откристаллизовавшимся веками.
Наиболее грандиозная из трех— пирамида Хеопса. Ее высота 146,6 м, длина стороны основания — 233 м. О том, сколько сил при всей примитивности техники того времени было затрачено на это сооружение, свидетельствует описание Геродота, где говорится, что тысячи людей строили десять лет дорогу для подвозки каменных плит, а потом двадцать пять лет — пирамиду. Она сложена из двух миллионов трехсот тысяч блоков весом каждый от 2,5 до 30 тонн. Вся поверхность пирамиды Хеопса была облицована гладкими известняковыми плитами, придававшими ее облику особую кристальную ясность. Внутри находились лишь небольшая камера, где помещался саркофаг с мумией, ведущие к ней коридоры, узкие каналы для вентиляции.
Таким образом, пирамида представляла собой гигантский каменный массив, воздействующий особенно сильно своей формой и размерами с далекого расстояния.
В гордом облике совершенных, четких по формам архитектурных памятников воплощалась идея бессмертия, мощи и деспотизма неограниченной власти фараонов.
Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля. Они были соединены с Нилом длинными коридорами. Гигантская фигура сфинкса, стоящая на пути к пирамиде Хефрена, дополняет ансамбль. Она сочетает строгий лик фараона с туловищем льва. Высеченный из массива единой скалы, сфинкс с широко открытым взглядом, устремленным в пространство, не видящим ничего земного, словно утверждал идею вечного покоя противостоящих векам гробниц. Необычайное чувство камня, его фактуры и декоративных особенностей проявилось и в отделке мощных столбов заупокойных храмов, в умении сочетать красочные эффекты поверхности диорита и гранита, отполированных до блеска.
Скульптура
Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. В связи с культовым назначением статуй все они были выполнены в рамках строжайших канонов. Люди изображались в однообразных, спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках. В большинстве случаев — это либо стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, либо фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. И вместе с тем скульптуры Древнего царства отличаются острым реализмом, подчас огромной внутренней энергией. Жизнь и наблюдательность сосредоточиваются на индивидуализированных лицах портретируемых. Яркая раскраска, инкрустация глаз горным хрусталем и эбеновым деревом еще более оживляли эти лица. Статуя сидящего с поджатыми ногами писца Каи (середина 3 тысячелетия до н. э., Париж, Лувр) (илл. 8), выполненная из известняка, с внимательным взглядом больших, словно жаждущих приказа блестящих глаз и плотно сжатыми губами, поражает остро выраженной портретностью. Деревянная статуя вельможи Каапера (середина 3 тысячелетия до н. э., Каир, Музей) (илл. 6), опирающегося на посох и величественно несущего свое тучное тело, отличается такой правдивостью и индивидуализацией, что рабочие, нашедшие ее при раскопках, прозвали статую «сельским старостой». Несмотря на то, что каноны обусловливали определенность и скованность поз для разного типа портретов, бесстрастность выражения лиц, мастера сумели в эти неподвижные статуи внести подлинную достоверность жизни. Часто в гробницах встречаются семейные портреты. Простота обобщенных форм, совершенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Неферт (начало 3 тысячелетия до н. э., Каир, Музей). Они сидят на жестких кубических тронах с прямыми спинками, разъединенные друг от друга не только расстоянием, но и направлением взглядов, устремленных прямо перед собой. По традиции, мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская — желтоватой, волосы — черной, одежды — белой. Несмотря на неподвижность и лаконичность, их образы полны обаяния, чистоты и ясности.
Сочетание жизненной силы и ощущения массы каменного блока, из которого высечены статуи, проявляются и в портретах фараонов, стоящих внутри гробниц и храмов. Позы их каноничны. Левая нога выставлена вперед, словно медленно совершают они свой первый шаг в вечность. Сидящие статуи построены по принципам симметрии и равновесия, часто они полны внутреннего напряжения, подобно властному фараону Хафра (первая половина 3 тысячелетия до н. э., Каир, Музей), застывшему в гордом величии под охраной сокола — Гора, распростершего над ним свои жесткие крылья.
Рельефы
Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц и храмов, также были связаны с заупокойным культом. Они располагались с таким расчетом, чтобы утвердить плоскость стены, подчеркнуть лаконизм и строгость архитектурного образа в целом. Этим объясняется отсутствие многопланового глубинного построения, развертывание повествования фризами по стене, специфическое изображение фигур. Условность в построении рельефов была связана с длительным художественным отбором образов; египетские мастера выбирали наиболее острые и характерные точки зрения на предмет, сочетая их воедино. Сами рельефы обычно плоски, они почти не высту-пают над поверхностью стены. Силуэт фигур всегда ясен и графичен, человек изображен так, что видна ширина плеч, показанных в фас, и мускулистая стройность ног, повернутых в профиль. Так, в деревянном рельефе, изображающем зодчего Хесира (начало 3 тысячелетия до н. э., Каир, Музей), весь облик — могучие плечи, развернутые по традиционной схеме во всю ширь, узкие бедра, показанные в профиль, густая грива волос, смелое и гордое лицо — усиливает ощущение необычайной внутренней силы этого человека, красоту и ритмичность его упругого движения. Тонкая моделировка еле уловимых объемов придает рельефу особую завершенность, смягчает жесткость силуэта.
Принцип фризового развития сюжета типичен для рельефов Древнего царства. Он помогает художнику воссоздать сцену за сценой, различные бытовые эпизоды, развертывающиеся во времени. Повторение одинаковых идущих вереницей фигур в рельефе из масштабы Ахутхотепа, расположенных друг под другом, как строчка за строчкой, дает почувствовать медлительную плавность и значительность торжественного шествия, ритмическую красоту ритуального танца.
Росписи
Та же чистота линий, та же сдержанность и спокойная ясность ритмов, что и в рельефах, прослеживаются в росписях Древнего царства, например в росписях из гробницы в Медуме (начало 3 тысячелетия до н. э., Каир, Музей), сочных и чистых по колориту. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.
Художественное ремесло
Широкое развитие в это время получили художественное ремесло и мелкая раскрашенная пластика. Ювелирные изделия из драгоценных камней — малахита, бирюзы и сердолика, деревянная мебель, украшенная золотом, сочетали яркую красочность с гармонией и строгой простотой форм, свойственной всем изделиям Древнего царства. Великолепна по своей обобщенности и пластичности голова сокола, увенчанная царственной короной, выполненная из золота и черного обсидиана, отполированные куски которого дают ощущение живых и ярких птичьих глаз. Искусство Древнего царства в каждом своем проявлении достигло высоких результатов. Все особенности образного миропонимания, характерные для древнеегипетской культуры, были заложены в это время.
Источник: www.vernisag.com.ua