Матвеев Андрей Матвеевич (1701 — 1739)
Замечательный художник, один из основоположников русского живописного портрета Андрей Матвеевич Матвеев родился в 1701 году, место его рождения, а также сведения о его семье неизвестны.
Согласно заметке, опубликованной в одном из печатных изданий середины 19 века, Матвеев прибыл в Петербург после встречи с российским царем Петром Первым в Софиевском соборе Новгорода. Увидев там талантливого юношу, Пётр решил вырастить из него подлинного мастера и отправил на обучение в Голландию, где Матвеев занимался у знаменитого портретиста А. Схалкена. Андрей был прилежным учеником, делавшим большие успехи в живописи.
В декабре 1723 года будущий художник Матвеев Андрей Матвеевич был отправлен учиться в Бельгию, в знаменитую художественную академию Антверпена, где его наставником стал живописец Спервер. В стенах академии Матвеев получил отличную подготовку.
Скорбя о смерти Петра Первого, художник в знак соболезнования преподнес царице Екатерине, сменившей Петра на престоле, "Аллегорию живописи", написанную в 1725 году. Картина была выполнена акварелью на дубовой доске.
Там же, в Академии, он написал и портрет самого Петра: самодержец предстал перед зрителем без отличительных регалий. Портрет был написан на холсте в легкой и свободной манере. Все академические произведения Матвеева говорят о том, что он в совершенстве овладел разнообразными манерами живописи, освоил правила композиционного построения и способы написания разноплановых полотен.
Возвратившись в 1927 году в Россию, Матвеев был уже настоящим мастером живописи и занял солидное положение при дворе. Нужно сказать, что обстановка в России в 20-х — 30-х годах 18 столетия совсем не способствовала творчеству — это было время постоянной смены монархов, ссылок, арестов и казней.
В этот тяжелый для России период творческая деятельность Матвеева был разносторонней: он писал иконы, портреты, расписывал плафоны, создавал орнаменты, реставрировал декоративно-монументальные произведения.
В 1727 году Матвеев А. М. начал работать в Живописной Канцелярии от строений и через четыре года возглавил её. При его директорстве в Канцелярии появилась некая сплоченность — А. М. был отличным руководителем и педагогом и, чувствуя это, ученики тянулись к нему.
Замечательные картины Матвеева Андрея Матвеевича, а именно его "морские и сухопутные баталии", украсили Летний сад, над оформлением которого художник трудился вместе с известными архитекторами Земцовым и Трезини.
Начиная с 1728 года, Матвеев участвовал в оформлении сводов и стен Петропавловского собора, расписывал Триумфальные ворота, зал заседаний Сената Двенадцати коллегий. Из-за больших физических нагрузок его здоровье стало ослабевать, но он был так востребован, что получил право творить в домашних условиях. Именно дома написан художником ряд икон для храма Симеона и Анны.
Все эти годы Матвеев не забывал и о портретном жанре: он с большим художественным мастерством, в легкой манере изображал свои персонажи, полностью раскрывая их внутренний мир.
К сожалению, художнику было отведено мало времени на земле —его жизнь была короткой, но плодотворной, а деятельность, направленная на развитие национальной живописной школы, оказала значительное влияние на русское искусство в целом.
23 апреля 1739 года Андрей Матвеевич Матвеев скончался.