Макаров Иван Кузьмич (1822 — 1897)
Русский художник, замечательный живописец-портретист Иван Кузьмич Макаров родился 1822 году в Саранске Пензенской губернии. Его отец был учителем рисования и основал в Саранске живописную школу, в которой и получил свое первое образование будущий художник.
Одно из ранних произведений Макарова "Две молодые мордовки" (1842г.) было написано им под руководством отца и предназначалось для предоставления в школу в качестве учебного итогового задания по случаю окончания обучения.
Картина выполнена качественно и мастерски; в ней нет ни единого намека на отсутствие у автора художественного опыта, что обычно присуще большинству первых работ каждого живописца. Образы молодых девушек завораживают зрителя своей невинной скромностью. В их красивых спокойных лицах присутствует своя значимость, целостность добродушия и внутреннего благородства. Именно это произведение позволило Макарову войти в мир профессиональной живописи.
В 1845 году художник Макаров Иван Кузьмич продолжил свое обучение, поступив в Санкт-Петербургскую АХ. В течении первых двух лет он занимался у А. Т. Маркова, профессора исторической живописи.
Годы интенсивной работы, неуклонное совершенствование художественного мастерства и обучение у замечательных педагогов позволили И. К. Макарову стать по-настоящему безупречным художником-портретистом, снискавшим славу далеко за пределами Санкт-Петербурга.
Картины Макарова Ивана Кузьмича, написанные им в начале своего творчества, к сожалению, почти не дошли до наших дней. Среди сохранившихся работ — два этюда: "Итальянка на балконе" и "Портрет мальчика-итальянца", созданные во время путешествия по Италии.
Все портреты Макарова, написанные им в зрелый период, условно разделяются искусствоведами на две группы: парадные и камерные. В отличии от парадных, в камерных портретах художник не придает внимания деталям формального украшения, стремясь как можно точнее изобразить внешнее сходство и передать внутреннее состояние персонажа.
Особенно выделяются среди прочих женские и детские портреты, написанные с особой нежностью и грациозностью — "А. Д. Соломирская" , "Портрет Вишнюковой", "Великая княгиня Мария Александровна", "Портрет Лизы и Даши Араповых" и другие.
Самыми широко известными полотнами Макарова являются портреты семейства Пушкиных — жены А. С. Пушкина, его дочерей и сына.
Среди частных заказов художника было немало церковных образов и икон. Кроме того, он участвовал в оформлении храма Христа Спасителя в Москве. В 1885 году им была выполнена замечательная работа, высоко оцененная в художественных кругах "Нерукотворный образ Спасителя". К написанию икон художник относился со всей серьезностью и, дабы не быть вовлеченным в ежедневную суету, он прекратил свою публичную деятельность и перестал принимать участие в различных выставках.
Творчество Макарова было успешным в течение всей его жизни. Современники называли его достойным преемником традиций великого портретиста Карла Брюллова.
В 1897 году И. К. Макаров скончался. Его работы хранятся во многих музеях России, в том числе и на родине художника, в Саранске.