Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927)
Сын педагога духовной семинарии, талантливый русский художник Борис Михайлович Кустодиев родился 23 февраля 1878 года в Астрахани. Первое образование Борис получил в церковно-приходской школе, а позже — в гимназии. С пятнадцатилетнего возраста мальчик занимался рисованием под руководством П. Власова и в 1896 году поступил в Академию Художеств Петербурга.
Основное влияние на его творчество оказали уроки И. Репина, преподававшего в АХ. В 1901 году знаменитый художник взял своего талантливого ученика в соавторы картины "Заседание Государственного Совета". Их совместное творчество превратилось в настоящее конкурирование — Кустодиев, выказывая истинно зрелый талант, создавал на редкость живые образы, практически не отличимые от образов, созданных самим Репиным.
Художник Кустодиев Борис Михайлович проявил свой замечательный дар портретиста и в своих собственных картинах начала столетия, изысканных и полных экспрессии ("И. Я. Билибин", "Семья Поленовых").
С 1908 года Кустодиев всерьез занялся скульптурным портретом (также в манере импрессионизма). Свои произведения мастер создавал в гипсе и пластилине, переводя их в последующем в мрамор. Им выполнено большое количество портретных бюстов знаменитых деятелей российской культуры — В. Мейерхольда, М. Добужинского, Ф. Сологуба, А. Ремизова и других.
Главным образом, художник жил в Петербурге и Москве, бывая наездами в живописных уголках российской глубинки. Особенно яркое впечатление производили на него города и поселки, расположенные на Верхней Волге — Нижний Новгород, Кинешма, Кострома и другие. В этих местах он задумывал свои прославленные сцены крестьянской, купеческой, мещанской жизни, разнообразных народных гуляний. Он писал маслом, акварелью, гуашью, неоднократно изменяя исходный сюжет — "Купчиха", "Купчиха за чаем", "Портрет Ф. Шаляпина".
С годами картины Кустодиева Бориса Михайловича приобрели ироническое начало с элементами театральности; в них возросло чувство ностальгической и немного печальной иллюзии, поэтому его творчество очень плавно и естественно перешло в театральное русло — он начал заниматься сценографией. Кустодиев создавал красочные декорации, перекликающиеся с его жанровыми работами, но это не всегда приветствовалось театральными режиссерами — сильно увлекшись сотворением яркого, убедительного мира, художник подчас не воплощал замыслы автора пьесы. По этой причине так и не увидела свет "Гроза" Островского с декорациями Кустодиева.
Постепенно в своих театральных работах художник отдалился от камерного толкования, приблизившись к обобщению сюжета. Он строил пространство сцены таким образом, чтобы у режиссера была свобода при создании мизансцен. Успешными были многие его постановки — "Блоха", "Царская невеста", "Снегурочка" и другие.
С 1916 года Кустодиев был тяжело болен ( у него был обнаружен туберкулез позвоночника) и не мог самостоятельно передвигаться, но, несмотря на это, он продолжать заниматься искусством, создавая свои самобытные произведения, наполненные жизненным оптимизмом.
После революции 1917 года он обратился к новой, советской тематике и был создателем агитационной графики.
26 мая 1927 года в Ленинграде Борис Михайлович Кустодиев скончался.