Волошин Максимилиан Александрович ( 1872 - 1933)
Волошин Максимилиан Александрович — русский художник-пейзажист, поэт, переводчик, литературный и художественный критик. Родился 16 мая 1877 года в Киеве в семье коллежского советника. Первые несколько лет жизни будущего художника прошли в Севастополе и Таганроге.
Среднее образование Волошина М. А. началось в Поливановской гимназии в Москве. В период с 1897 по 1899 год учился в Московском университете и много занимался самообразованием.
В 1900-х годах художник Волошин Максимилиан Александрович много путешествует по Европе с целью усовершенствования мастерства: посещает различные европейские библиотеки, слушает лекции в Сорбонне, берет уроки рисования у Е. С. Кругликовой в Париже, интересуется гравюрой.
В эти же годы он заводит множество важных и полезных знакомств — встречается с А. Доржиевым, хамбуламой Тибета, теософами А. Безант и А. Минцловой и другими. Художник постоянно находится в самом центре интеллектуальной и художественной жизни столиц России и Франции.
Начиная с 1903 года, М. А. Волошин печатается в журналах "Весы", "Золотое Руно", "Аполлон", а также в ряде газет того времени. Он пишет статьи о поэзии и живописи, по сей день не утративших своей актуальности.
В 1907 году Волошин М. А. переехал в Коктебель (Крым), где у него был свой дом, построенный в 1903 году, как магнитом притягивающий российскую творческую интеллигенцию тех лет. Там он занимался написанием ряда монографических статей, встал на защиту некоторых современных художественных групп, хотя сам ни в одной из них не состоял.
В этот период времени художник создал множество акварельных рисунков, объединенных в "Коктебельскую сюиту". Эти картины Волошина Максимилиана Александровича, нежно и с любовью написанные мастером, передают лирическое настроение автора, навеянное созерцанием красивейших пейзажей этих мест, с их мягкими, спокойными красками, безграничностью морского горизонта, изумительностью облаков, тающих в дымчатом лунном свете. Эти работы автора, без сомнения, можно отнести к Киммерийской школе живописи.
В 1912 году, после покушения на картину И. Репина "Иван Грозный и сын его Иван" (картина была изрезана ножом), М. А. Волошин выступил против изображения насильственных сцен в искусстве. В 1913 году, после выхода его брошюры "О Репине", двери редакций многих журналов и газет стали для него закрыты — его поступок был воспринят как личный выпад, сделанный в сторону всеми уважаемого и почитаемого академика И. Е. Репина. Однако, уже через год был издан сборник статей М. А. Волошина под названием "Лики творчества", посвященный вопросам культуры.
В это же время он пишет письмо, обращенное к военному министру России, где говорит об отказе принимать участие в насилии над человеком в период Первой мировой войны. Этот поступок является доказательством смелости и честности Волошина как гражданина. В 1916 году автор работал над одной из своих лучших книг, посвященной творчеству Сурикова, в которой он глубоко проник в самую суть его произведений.
В 1924 году, после согласования с Народным Комиссариатом Просвещения, Волошин организовывает в своем доме в Коктебеле Дом творчества Литературного Фонда СССР.
Умер М. А. Волошин 11 августа 1932 года в Коктебеле, завещав свой дом Союзу писателей.