Воробьев Максим Никифорович (1787 - 1855)
Русский живописец, талантливый пейзажист и педагог Воробьев Максим Никифорович родился во Пскове 6 августа 1787 года. Отец его, будучи унтер-офицером, подал в отставку и устроился вахтером в Академию Художеств. Сюда же в возрасте десяти лет поступил на обучение будущий художник. Он был зачислен в класс архитектурно -пейзажной живописи под руководством Ж. Б. Тома де Томона. За годы учебы Воробьев раскрыл в себе талант рисовальщика, архитектора, художника-пейзажиста. Пейзажной живописи его обучали Ф. Я. Алексеев и М. М. Иванов.
Закончив учебу в 1809 году, молодой художник был отправлен в экспедицию в среднюю полосу России для того, чтобы изучить исторические местности и написать виды городов. Руководил экспедицией Ф. Я. Алексеев. Эта задача государственного значения была выполнена художниками успешно.
В 1814 году ему было присвоено звание академика, и через год он начал преподавательскую деятельность. В 1820 году художник Воробьев Максим Никифорович по правительственному указу отправился в Палестину с целью тайно (незаметно для мусульманских властей ) зарисовать, вымерять и вычертить все самые главные места, почитаемые христианами. Воробьевым было сделано несколько рисунков христианских храмов, а кроме того пейзажные виды Иерусалима, Мертвого моря; по дороге в Палестину — виды острова Родоса, Яффы, Смирны, Константинополя и пр. Всего им было написано около 90 листов рисунков. Это поручение было дано Воробьеву князем Николаем Павловичем, будущим императором России, желающим реставрировать храм Воскресения Христова недалеко от Москвы.
Вернувшись в Петербург в 1923 году, он создал целый ряд художественных произведений. Эти картины Воробьева Максима Никифоровича принесли ему широкую известность. "Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме", "Внутренний вид Армянской церкви в Иерусалиме", "Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме" — эти и другие работы автора, написанные им после путешествия на Ближний Восток, показывают красоту и величие, находящихся в Иерусалиме христианских храмов.
Работы Воробьева пользовались большой популярностью у публики тех времен, и многие из них мастер повторял на заказ.
Петербургские пейзажи являются одной из самых значимых частей наследия, оставленного художником. Они были созданы в период расцвета творческих сил автора, и наполнены духом романтики. Среди них "Набережная Невы у Академии художеств", "Закат солнца в окрестностях Петербурга", "Лунная ночь в Петербурге" и другие. В 1828 году, во времена турецкой войны, Воробьев состоял в императорской свите и писал этюды по указаниям государя.
Нужно отметить, что Максим Никифорович Воробьев был очень талантливым педагогом и хорошим наставником. В числе иго учеников несколько десятков художников, многие из которых стали знамениты: И. Айвазовский, Л. Лагорио, А. Боголюбов и др.
В начале 1840-х годов жизнь Воробьева резко изменилась: после смерти горячо любимой жены, художник впал в депрессию, пристрастился к выпивке, начал сильно болеть. Творческая деятельность была им практически заброшена. В последние годы жизни Воробьев занимался лишь итальянскими видами по этюдам, сделанным во время путешествий прошлых лет.
11 сентября 1855 года в Петербурге Максим Никифорович Воробьев скончался.