Пейзаж Создание пейзажа прибавляет нам опыта в пространственном построении картин. Здесь у нас нет возможности аранжировать реальность, как при натюрморте. Здесь мы «ничего не значим», в пейзаже мы зависим от внешних обстоятельств, от освещенности и от погоды. Именно тогда, когда выезжаешь на этюды, путешествуешь, появляются мощные впечатления, которые нужно перерабатывать. В результате работа над картиной, живопись остается той же: в пейзаже, сидя перед сюжетом и мотивом, художник вырабатывает структуры картины, которые строят изображение. Мы не срисовываем с реальности, а создаем. Частые упражнения в работе делают почти чудеса. От стенограмм, от вырисовывания контуров до почти проработанных этюдов в контрастах светлого и темного в техническом плане - все идет на пользу. Фотографии «читаются» намного сложнее, потому что мы не сами переживаем в себе впечатления от пространства и не передаем его на полотне. Мы выбираем подходящее место и «устраиваемся» там. Так называемый видоискатель может нам помочь найти нужный формат. В листе картона вырежьте прямоугольник, по возможности пропорционально формату картины. Это «окошко» напоминает видоискатель фотоаппаратов. Со временем у вас появится опытный взгляд. Набросок делаем, едва вдаваясь в детали, на подготовленном холсте, то есть предварительно на загрунтованный холст нужно нанести несколько цветных слоев и подсушить их так, чтобы холст не слишком сильно впитывал краску. Лучше всего писать в технике «алла прима». При работе на пленэре рекомендуется взять с собой два холста одинакового формата. После проделанной работы мы складываем обе плоскости картины лицом друг к другу. Между ними прокладываем либо две узкие деревянные планки, либо на четырех углах прокладываем маленькие кусочки пробок. Поверхности картин находятся внутри, свежие слои красок не касаются друг друга и не подвергаются опасности быть поврежденными снаружи. Так вы в сохранности донесете свои работы до дома.
Чем больше мы видим, тем больше узнаем. Чем больше мы рисуем, тем легче пишем картины. Чем меньше мы хотим, тем больше нам удается.
Пленэрная живопись
Живопись на пленэре (под открытым небом), в основном это пейзажи и экстерьеры, требует некоторого опыта и «тренировки». Не всегда все легко выходит из-под руки. Если вам не удается сразу продвинуться вперед, как вы это себе представляли, то нужно просто дать себе время и насладиться открывающимся перед вами видом. Вообще незаконченный ландшафт, этюд, или эскиз, или фрагмент иногда могут стать приятным рабочим результатом, который не стоит недооценивать. Он показывает то, что мы хотим видеть. В сущности, как и во всех других темах живописи, наш собственный темперамент, наш опыт и наши возможности должны быть посвящены чему-то особенному.