В XVIII-XIX вв. предметы из папье-маше, украшенные лаковой миниатюрой, - шкатулки, чайницы, табакерки, сигаретницы - пользовались большой популярностью в различных слоях русского общества - от аристократии до простого горожанина. Их декоративное убранство и живописные сюжеты раскрывают целый мир представлений и образов старой России. Массовое производство этих изделий началось в 1795 г., когда московский купец П.И. Коробов в подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино) основал фабрику по производству лаковых козырьков для головных уборов обмундирования русской армии. Он вывез несколько мастеров из немецкого города Брауншвейга со знаменитой лаковой фабрики И. Штобвассера и с их помощью наладил у себя производство лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше. Это были коробочки, украшенные незатейливым орнаментом и табакерки, на крышки которых наклеивались бумажные картинки-гравюрки, покрытые сверху светлым лаком. На картинках обычно изображались события недавней истории- эпизоды войны 1812года, военных действий против турок.
В 1817 г. фабрика П.Коробова перешла к его зятю П.В. Лукутину, который значительно расширил производство, открыл художественную школу для мастеров, лично занимался подбором оригиналов для живописи, что позволило на протяжении многих лет фабрике Лукутиных занимать первое место среди отечественных лаковых заведений. В 1828г. за высокое качество продукции П.В. Лукутин получает право клеймения своей продукции. Отныне на внутренней стороне его изделий размещается двуглавый золотой орел и имена или инициалы Лукутиных, владеющих фабрикой. Первенство лукутинских изделий объясняется прежде всего, тщательным соблюдением технологии изготовления изделий из папье-маше, высоким качеством лака и блестящим исполнением миниатюр в технике масляной живописи. Через три года, в 1831 г. на художественно-промышленной выставке в Москве за представленные изделия П.В. Лукутин был награжден золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839г. на выставке в Петербурге- золотой медалью на Владимирской ленте.
Его сын, Александр Лукутин, был самым почитаемым владельцем фабрики. При нем сохраняется высокий профессионализм мастеров, совершенствуются технологии, изделия приобретают мировую славу. Применяются два способа лаковой многослойной росписи - "по-плотному" и "по-сквозному". При первом, который выполнялся корпусными непрозрачными красками, обеспечивались плотность и прочность красочного слоя под лаком, создавался значительный простор для развития цветовой гаммы. Способ "по сквозному" состоял в использовании лессировочных (прозрачных) красок. При этом многочисленные живописные слои накладывались на грунт из порошков алюминия, бронзы, сусального золота или перламутра, чем создавался эффект свечения красок, особой светоносности живописи. Обычно лукутинские мастера сочетали оба способа, чередуя глубокие насыщенные тона с мягкими нежными, а плотные- с прозрачными. Применяются рельефные изображения, оригинальная техника цировки, при которой изделие обертывается листом металлической фольги, покрывается черным лаком, а затем по нему процарапываются орнаментальные узоры. В итоге, в зависимости от подложки, рождается золотой или серебряный декор. Иногда лаковая живопись имитирует технику мозаики. Это был отклик на вошедшие в моду в 1820-х г.г. итальянские мозаики.
Развивается наиболее сложный и трудоемкий жанр миниатюрной живописи -портрет. С удивительной виртуозностью и мастерством живописцы раскрывали внутренний мир человека, будь то знаменитость или обыкновенный крестьянин.
В темах архитектурного пейзажа нашла отражение любовь к местам, ставшим святыней русской истории - таким, как Московский Кремль, Красная площадь с памятником Минину и Пожарскому, собором Василия Блаженного. Большой популярностью пользовались виды двух столиц - Санкт- Петербурга и Москвы.
На вторую половину 19 в. приходится период расцвета жанра. В жанровых сценах лукутинских миниатюр предстают образы России, раскрываются многие стороны жизни общества того времени. Русское искусство обращается к своим национальным корням, появляется интерес к историческому прошлому, культуре народа. Народная тема раскрывается в типажах уличных торговцев, многократных вариациях излюбленных сюжетов - таких, как "бабушкины сказки", "крестьянское семейство", "русская пляска", знаменитые тройки, чаепития.
Примерно в 1876 г. А.П. Лукутин вовлекает в руководство фабрики своего сына Николая Александровича. После смерти Н.А.Лукутина в 1902г. в течении 2-х лет производство возглавляла его жена - Л.Г. Лукутина.
В последней четверти 19 в., в связи с широким распространением художественной фотографии, жанр миниатюры приходит в упадок.
В 1904г., лукутинская фабрика была закрыта, мастера распущены по домам.
Однако, уже в 1910 г. десять мастеров, получив под залог имущества ссуду, открыли в соседней деревне Семенищево трудовую артель объединившую многих лукутинских художников-живописцев. Революционные годы оказались очень тяжелыми в жизни промысла. Не было сырья и материалов, готовые изделия не находили сбыта. Положение изменилось только в 1923 году, когда на Всесоюзной выставке в Москве федоскинским изделиям был присужден диплом 1 степени за высокую художественную технику. Изделия артели стали экспортироваться за границу, участвовать в международных выставках.
В 1931 году, после более чем тридцатилетнего перерыва, по просьбе старых мастеров в Федоскино открылась профессионально- техническая школа , где обучали мастерству письма и изготовления полуфабриката.
Стилистика произведений федоскинских мастеров находилась в постоянном развитии. 1950-е годы принесли преобладающее увлечение станковизмом, при котором создавались копии картин известных художников - Шишкина, Перова, Васнецова, Левитана. Это была хорошая школа для художников.
В 1960-х годах появляются новые подходы к декоративным решениям федоскинских изделий. Происходит возрождение промысла, появляются авторские произведения, несущие новое понимание миниатюрной живописи на папье-маше, пробуется применение ранее не используемых материалов, реконструируются утраченные технологии. Особое внимание уделяется форме и назначению предметов, введению сюжетов с камерным звучанием. В темах преобладают теплые лирические мотивы. Именно в это время складывается целая плеяда талантливых художников: М.С.Чижов, И.И.Страхов, С.П. Рогатов, Н.И. Балашов, В.Д. Липицкий, А.И. Козлов, Г.И. Ларишев, В.Д. Антонов, М.Г. Пашинин, и другие. Мастера увлеченно работают над изображениями окрестностей родного села, видов подмосковной природы, создают портреты исторических лиц и современников. Им удалось, не отрываясь от реалистического исполнения, привнести в искусство Федоскино мотивы русских сказок. Технология лаковой живописи позволила раскрыть эти темы ярко, выразительно.
К концу 1980-х годов, в связи с политическими изменениями российского общества, появился рынок для уникальных и дорогих изделий. Современные авторы значительно расширили возможности лаковой миниатюры, приумножили богатство декоративных приемов, уделяя особое внимание форме изделия. Мастера Федоскино, основываясь на вековых традициях, продолжают славную историю промысла, создают новые, замечательные произведения искусства.
Процесс изготовления лаковых изделий достаточно сложен и трудоемок. При кажущейся простоте он требует большого мастерства, таланта, владения технологическими тонкостями и древними секретами, бережно передающимися федоскинскими мастерами из поколения в поколение более 2-х веков. Живопись выполняется на папье-маше, материале удивительном, обладающим уникальными свойствами, благодаря которым произведения долговечны, изящны и практичны.
Основа папье-маше - чистый древесный картон, который изготавливают в строгом соответствии с оригинальной рецептурой.
Картон раскраивают на ленты, ленты промазывают клейстером, наматывают на специальные формы, помещают в пресс, выдерживают некоторое время. Cпрессованный картон, принявший форму будущего изделия просушивают в определенном режиме от 20 до30 дней. Получается катушка - корпус будущей шкатулки. Для донышек и крышек склеивают пластины - приклад. После высыхания, катушки и приклад в специальной ванне пропитывают горячим льняным маслом. Затем просушивают в печах при больших температурах. Далее катушки и приклад распиливают на заготовки, обрабатывают на специальных шкуровальных станках, приклеивают крышку и дно, придают заготовке нужную форму. Зачищают и шлифуют. Вставляют шарнир - специальные петли, с помощью которых крышка крепится к корпусу шкатулки. Потом изделие несколько раз грунтуют, шпатлюют, просушивая каждый слой в специальных шкафах, шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Несколько раз покрывают сверху черным, а внутри красным лаком. Каждый слой просушивают. В общей сложности, на каждое изделие наносится не мене 30 лакокрасочных слоев. А весь процесс от первой операции- раскроя картона и до последней- полировки, занимает от 4 до 6-ти месяцев. И вот шкатулка готова. На внутреннюю сторону крышки ставят фирменный знак "Федоскино".
А далее за работу принимаются художники-миниатюристы. Лаковая живопись выполняется масляными красками с применением объемного трехслойного письма. Такая техника является отличительной особенностью нашего промысла. Замысел будущего произведения долго вынашивается автором, делаются многочисленные наброски, эскизы, определяя тему, форму, цветовое решение и декор. Далее творческий замысел воплощается в материале. На крышку шкатулки наносят алюминиевый или бронзовый грунт. Приклеивают кусочки сусального золота, серебра, чтобы добиться более выразительного свечения красок. Иногда для получения особого эффекта используют кусочки перламутра. Затем пишется замалевок - первый слой живописи с разложением основных цветовых пятен. Замалевок покрывают несколько раз лаком, просушивая каждый слой. Приступают к перемалевку - это второй слой живописи, в котором уточняется рисунок, тщательно прописываются все детали. Опять покрывают лаком, сушат. И, наконец, третий слой - бликовка. Расставляют акценты, блики, углубляются тени.
Следующий этап-декоративное оформление корпуса. Чаще всего используется тончайший золотой орнамент - узор, выполненный тонким металлическим перышком, иногда с инкрустацией сусальным золотом. Замечательно смотрится шкатулочка, оформленная сканью. Это орнамент, составленный как мозаика, из крошечных чешуек металлической фольги. Еще один распространенный вид декора - сеточка, имитирующая клетчатую ткань. Это "шотландка". Разноцветные линии орнамента наносятся на изделие чертежным рейсфедером по лекалу или линейке.
Применяют и другие виды декоративной отделки: "цировка" (нанесение особым образом тонких блестящих волнистых линий), имитация поделочных камней (яшма, малахит), роспись под бересту, панцирь черепахи, мозаику.
После того, как вся шкатулка расписана, и краски хорошо просохли, ее несколько раз покрывают прозрачным лаком. Каждый слой просушивают, И приступают к окончательной отделке - полировке. Шкатулку натирают до зеркального блеска. И вот теперь, эта замечательная вещица, трепетно и нежно выпестованная руками федоскинских мастеров, вложившим в нее частицу своей души, может украсить ваш дом, наполнив его светом, радостью, теплом и любовью.