Шалапугина Елена
Вторник, 03.12.2024, 19:59
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Хохлома
valj24-04Дата: Пятница, 03.04.2009, 18:53 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 820
Статус: Offline

Хохлома - так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сёл и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за её пределами. И в сознании покупателей красочная посуда, ложки стали ассоциироваться с именем торгового села. Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи - край насыщенной истории и самобытной культуры.

Мастера художественной деревообработки Заволжья рубили просторные избы, украшали их нарядной резьбой, изготовляли прялки, пряничные доски, точили деревянную посуду. Все эти навыки получили дальнейшее развитие, а переселенцы обогатили их своим творческим опытом. Это было основой формирования этого искусства. В те давние времена значительные эстетические ценности создавались и хранились в монастырях и скитах староверов. Именно здесь трудились иконописцы, владевшие навыками золочения своих творений без применения драгоценного металла, работали переписчики книг, ювелиры и искусные рукодельницы - золотошвеи. Их мастерство, несомненно, оказало влияние на формирование такого вида народного творчества, как хохломская роспись. Впечатляют её поэтичные растительные узоры и празднично-торжественный колорит, основанный на сочетании алой киновари, блестящего под слоем лака чёрного тона и ярко горящего золота.

Что бы выдержать конкуренцию, возникшую с появлением на российском рынке доступной фаянсовой и металлической посуды, хохломским мастерам пришлось искать более эффективные приёмы в оформлении своих изделий. И их теперь стали золотить не фрагментами, а полностью, расписывать затейливым травным орнаментом. Новые художественные решения привели к успеху и продукция промысла в конце XIX века встречалась на всех отечественных и зарубежных выставках, кустарных базарах и складах. А после всемирной выставки 1889 года в Париже, резко увеличился экспорт хохломских изделий в различные страны. Особенно много их закупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии.

У всех кто видит эти удивительные изделия, расцвеченные золотом и яркими красками, невольно возникает вопрос - как они создаются?

Изделия проходят длинную технологическую цепочку прежде, чем попасть к покупателю.

Начинается эта цепочка с работы токаря, который изготавливает изделия самых разнообразных форм и размеров.

Затем следует сушка и еще несколько операций прежде, чем к работе преступит художник, расписывающий изделия замысловатыми узорами.

Вид росписи и характер рисунка может быть различный - это и обеспечивает оригинальность и неповторимость каждого изделия.

Затем серебристые изделия, благодаря покрытию лаком, становятся золотыми.

И после очередной сушки они предстают перед взором покупателя во всей красе.

Как вы думаете, в чем обычно бухарский эмир и хивинский хан подавали своим самым почетным гостям праздничный плов? А в чем французская императрица Евгения хранила визитные карточки самых знаменитых посетителей ее роскошного светского салона? Ни за что не догадаетесь - в хохломе. В каждодневной деревянной посуде русского крестьянина.

Крестьянская обстановка была очень бедной, а золото всегда было олицетворением счастливой, богатой, сытой жизни, довольства, достатка. 'Золото не говорит, а чудеса творит'. Так и воплощал для себя русский мужик иллюзию-мечту, и тащил, тащил (с прилежностью трудяшечки муравья) в свое темное жилище с шумного базара груду дешевых (да-да-да!), таких доступных для кармана, таких нарядных, медово-золотистых, мисок с оглушительным черно-красным узором. Посуду, которая искрилась на солнце, как 'чистая радость', и ярче которой, наверное, ничего не было в скудном среднерусском быту!

Этнограф прошлого века С. Максимов писал: 'Они мастерят удивительную ложку, которой вся Русь ест крутую кашу и щи, не обжигая губ. Слава об этом промысле идет по всей России, а на Волге это - самый ходовой товар, который баржами да огромными судами грузится для отправки в Среднюю Азию и далекую Персию.' Хохломская посуда действительно не только красива. Она еще и прочна и, по словам самих хохломчан, не боится 'ни жары, ни стужи'. Даже в крутом кипятке не сойдет лак и не поблекнут краски. Самые современные мастера, уже переставшие пугаться (как большинство прочих советских людей) всяческих достижений цивилизации, говорят о том, что расписанные точеные чаши и миски совершенно спокойно можно ставить даже в микроволновую печь, так как температура в сто восемьдесят градусов для их экологически чистой продукции - сущая ерунда.

Такие исключительные свойства старинного промысла обусловлены самой технологией его 'производства на свет' - до того как хохломской стаканчик с завитушками, земляничками или петушками попадет в руки покупателя, он проходит аж 52 операции, в том числе и шестиразовое (!!!) прокаливание в огромной металлической печи: Хохлому делают из липы. Но не каждая липа подходит. Нужно знать, какое дерево выдержит обработку в печи и не растрескается.

А вообще хохлома стала уникальным и таким знаменитейшим 'на весь белый свет вкупе с заморскими странами' народным промыслом благодаря самой технике получения чистого золотого цвета росписи без (!) драгоценного металла. С этой техникой были знакомы еще иконописцы Древней Руси. У иконописцев, сидящих иноками в монастырях на корочке хлеба и ковшике колодезной водицы, разумеется, не всегда было дорогое золото. И тогда они придумали красить фон икон порошком серебра. Но и серебро стоило немерено, поэтому вскоре его заменили оловом. Окрашенный серебром или оловом фон покрывали лаком, а затем икону - как пирог - ставили в печь. Под влиянием высокой температуры лаковая поверхность получала золотистый оттенок. Эту технику далеких времен и сохраняют в основных чертах хохломские мастера. Только с открытием алюминия, который оказался дешевле и золота, и серебра, и даже олова, перешли, разумеется, на алюминий.

Название 'хохлома' - это название старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии, теперь Горьковской области. Здесь, в нижегородских лесах, спасались в давние времена от гонений старообрядцы. И существует прекрасная грустная легенда о том, как верующий одинокий мастер построил дом в лесу на берегу реки и начал красить посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые, прочны и невесомы, как перышко, и никогда не обжигали ладоней: Узнали об этом в Москве и послали за мастером царских солдат. 'Приволочь сюда живого или мертвого, посадить за вольность на цепь, вырвать язык, чтобы секреты не разбалтывал, и пусть трудится на благо царя и отечества.' Когда услышал об этом мастер, то позвал окрестных мужиков, рассказал им секрет 'золотой' посуды, а сам исчез. Растворился в воздухе, как легкая утренняя зорька... А хохломские мужики поскребли задумчиво затылки, потеребили бороды да принялись за работу - вытачивать чудесные чашки и плошки.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024