Сравнительно недалеко от Пермогорья, Мокрой Едомы и Верхней Уфтюги, в том же Красноборском районе Архангельской области, существуетеще один куст деревень со своеобразной росписью. Это деревни по реке Ракулке, впадающей в Северную Двину, с центром в деревне Ульяновской. Известно, что здесь жил мастер-живописец Дмитрий Федорович Витязев.
Схема ракульской росписи на прялке состоит из трех частей. Верхнюю, самую большую часть чаще всего занимает ветка с крупными листьями, среднюю - декоративная птица, а ниже, обычно уже на ножке, тоже рисуют ветку. Листочки одного кустика окрашивают иногда в два, а то и в три цвета, что создает красочное богатство и разнообразие.
Превосходно расписанная набируха (лукошко) в фондах Музея этнографии в Санкт-Петербурге отличается оригинальным узором, совсем иным по характеру, чем в любом из других мест русского Севера. Сверху по красному фону набируха опоясана полукружными фестонами. В центре - орнаментальные круги с петухами по бокам. Все элементы - и круг, и петухи, и завитки резко оконтурены и графичны. Крышка от круглого короба, хранящаяся в фондах этого музея, несет черты того же стиля. Методические рекомендации.
Многие северные росписи носят графический характер, детям легче освоить приемы росписи, начиная работу сразу красками. В этом случае ученики постигают пластику живого мазка, а не раскрашивают уже нарисованное. Элемент каждой росписи показывается крупно на доске (кисточкой, смоченной в воде), и дети могут проследить не только очертания предметов, но и приемы владения кистью, что значительно облегчает повтор главных элементов.
Рассмотрим это на примере ракульской росписи. Узор ее состоит из фантастических крупных листьев, цветов и птиц, окаймленных черным контуром. Орнамент свободно располагается по форме предмета, как бы бежит. Движение подчеркивается большим количеством черных завитков, усиков, капелек. Они напоминают разлетающиеся в разные стороны живые брызги и подчеркивают движение отдельных деталей орнамента, плавный бег росписи в очень простом волнообразном орнаменте.
Основные цвета росписи- желтый, золотистый (охра), красно-коричневый, зеленый, белый и черный. Особое значение придавалось желтым и золотистым цветам, потому что это - цвета солнца. А с солнцем в жизни крестьянина связано очень многое. Если лето теплое и солнечное, значит, и урожай хороший. Урожай хороший - значит, и в семье все сыты, и на ярмарку часть можно увезти, продать. А в сытой семье и взаимоотношения добрые и светлые.
Посмотришь на ракульский листочек - на него как бы лучик солнечный упал и заиграл желтым, золотистым цветом, а в тени - изумрудной зеленью и красно-коричневым. Белые барашки, как капельки росы, сверкают на листочке. Черная обводка делает контур четким, подчеркивает декоративность.
Следует провести тренировочные упражнения в рисовании ракульского листочка. Для того чтобы быстрее освоить приемы рисования листочка, надо отработать постановку кисточки в руке. Чтобы линии были уверенными, кисть должна держаться вертикально, упираясь кончиком в бумагу. Рука должна иметь четкую опору на кисточку. Тогда рука будет работать как циркуль, а линии будут плавными и округлыми. Предварительно надо обязательно потренироваться в воздухе, чтобы дети увидели основные движения руки.
Начать работу лучше с желтого цвета потому, что он легко перекрывается. Листочек имеет волнообразную форму. Начинаем рисовать, поставив кончик кисти на начало листочка. Ведем кисть плавно, прижимая к середине листочка, а к концу опускаем. Следующий цвет золотистый. Ведется таким же образом. Затем коричневый и зеленый. Следующий этап - черная обводка, которая рисуется тонкой кистью. Завершающий элемент - белые барашки, которые разбросаны по всему листку.
На втором уроке решается усложненная задача - вариации главных элементов. Составляем композицию "Сказочная ветка" на основе главных элементов
На этом этапе очень важно обратить внимание на традиционное образное движение веточки ракульской росписи. Важно отработать рисование нескольких листочков вместе. Листочки как бы вытекают один из другого, подчеркивая движение ветки.
Самая сложная задача - импровизация на основе мотивов главных элементов ракульской росписи - ставится на 3-м уроке Выполняем эскиз росписи берестяной набирухи.
Фрагмент росписи прялки